В России первыми жертвами мирового кризиса стали "акулы" отечественного бизнеса, которых еще вчера называли олигархами. Сегодня наши магнаты выстроились в очередь за деньгами из казенной кубышки - Резервного фонда, который правительство обещало хранить как зеницу ока. На все призывы пустить деньги на развитие национальной экономики и нормальную жизнь россиян в Белом доме твердо отвечали "нет", напоминая про времена дефолта, когда стране оказалось нечем платить по долгам. Теперь, выходит, настало время выручать постоянных клиентов Куршевеля за счет народных денег. По меньшей мере странная логика.
А ведь еще пару лет назад грамотные экономисты предупреждали власть, что аппетиты крупного бизнеса растут сверх всякой меры. Они позанимали в западных банках сотни миллиардов долларов. Внешний долг российского бизнеса вплотную подошел к критической отметке в 30 процентов ВВП. Сегодня, когда резко подорожавшие деньги сделали почти невозможным рефинансирование старых заимствований, некоторые наши мегакомпании и банки оказались на пороге корпоративного дефолта. Государство решило "своих" не бросать и протянуть руку. Всем остальным гражданам объяснили, что за казенный счет будут спасать прежде всего стратегические и системообразующие компании. Чтобы, случись что, их за долги не скупили иноземцы. На эту благородную миссию для самых крупных и богатых государство выделило 1,3 трлн. рублей. А на поддержку всего реального сектора экономики решено выделить 4,7 трлн. рублей.
Очередь во Внешэконом-банке выстроилась достойная, почти сплошь фигуранты из элитного списка Forbes. Среди них такие известные компании, как "Русал", "Альфа-групп", ВТБ, "Газпром-нефть", РЖД, АФК "Система", металлургические "короли", почти все крупные торговые сети и еще целый ряд заметных игроков российского бизнеса. И уж если давать кредит, к примеру, тому же Дерипаске (а ему как раз и дали больше всех), то, наверное, не под честное слово, а под залог предприятий - а их у обедневшего Олега Владимировича немало. Логика простая: не вернул - пустим с молотка. А что при этом будет с инфляцией, спросить надо у министра финансов Алексея Кудрина. Помнится, он стоял насмерть в борьбе с инфляцией, как только заходил разговор о помощи отечественной медицине, образовании, селу, дорожной отрасли и другим социально значимым сферам российской экономики.
Без опасений, что бюджетные деньги уйдут в песок, необходимо помогать столпам национальной экономики, таким как, например, "Газпром". Он ведь в самые трудные годы после дефолта вынес на себе основное налоговое бремя, когда остальных уже нельзя было найти, а не то чтобы заставить платить по счетам. В этой связи своевременным выглядит намерение Счетной палаты поставить всех получателей госпомощи под строгий контроль и учет. Чтобы не повторилась ситуация 1998 года, когда владелец "СБС-Агро" Смоленский, получив казенные деньги для расчета с вкладчиками, только руками развел: "Нет в сейфе денег - и все тут". А спустя годы сын банкира неожиданно для всех купил в Англии автозавод.
В нынешней ситуации государству надо быть построже с должниками, и выгоду свою получить бы неплохо. Ведь выкуп долгов в бизнесе всегда происходит с дисконтом, иначе в этом рискованном деле нет смысла. Пока же государство продолжает выкупать практически без дисконта: сколько нужно денег, столько дают.
Кроме того, банкиры у нас народ ушлый, так и норовят провернуть очередную "левую" схему по выводу денег в закордонный банк. Не зря же президент Дмитрий Медведев недавно публично предупредил об ответственности, вплоть до уголовной, за такую деятельность. И наконец, власть должна спросить у миллиардеров, а куда все-таки делись сумасшедшие деньги, заработанные банкирами, нефтяниками, металлургами в последние годы подъема мировой экономики.