ГЛУХАЯ ЗАЩИТА

Свыше 30 процентов населения Иркутской области относится к бедным. Так, в областном центре, где живут 140 тысяч пенсионеров, треть из них получает пенсии ниже прожиточного минимума. Что уж говорить про сельскую глубинку! К старикам, многодетным или неполным семьям примыкают низкооплачиваемые работники, кто не в состоянии платить за квартиру или покупать необходимые лекарства, а потому не может существовать без поддержки государства.

Именно для того, чтобы такую помощь обеспечить, работает управление социальной защиты населения администрации Иркутской области, недавно преобразованное в Главное управление соцзащиты. Хотя правильнее сказать: должно бы работать. Контрольно-счетная палата Иркутской области провела проверку использования средств областного бюджета этой организацией и вскрыла вопиющие факты. Оказывается, руководство управления с купеческим размахом тратило миллионы на собственные нужды, вовсе не предусмотренные бюджетными статьями.
Вот факты. Несмотря на дефицит средств, управление соцзащиты приобретает в начале года практически у частного лица, хотя и через ЗАО "Таврия", джип "ниссан-патрол" за 860 тысяч рублей. По словам Семена Крутя, начальника управления соцзащиты, машина крайне нужна для командировок сотрудников в отдаленные труднодоступные районы. Но автомобиль приказом закреплен за личным водителем начальника и использовался "в командировках" всего 5 дней в мае - июне, когда даже на "Запорожце" попасть в любой район не составляет труда. Чтобы создать видимость законности приобретения, в документах задним числом произведен ряд изменений, якобы подтверждающих проведение положенного по закону конкурса на приобретение транспортного средства.
К слову сказать, прежний руководитель управления Владимир Родионов довольствовался отечественной "Волгой" и - при дальних поездках - поездом, зато неусыпно следил, чтобы государственная копеечка, предназначенная неимущим, шла по адресу. Именно поэтому начатый им ремонт здания управления тянулся долго. Семен Круть, севший в кресло начальника, не просто это дело ускорил, а на уже отремонтированных этажах затеял переделку и перепланировку помещений, что вылилось в 4 с лишним миллиона рублей. Попутно был капитально переделан и втрое вырос по площади кабинет вновь испеченного столоначальника. За раздвижной стеной оказались так называемая комната переговоров, душевая кабина европейского образца, собственно туалетные приспособления и даже... биде. В итоге "ремонт здания" должен был обойтись налогоплательщикам в 18 миллионов 196 тысяч рублей. А заплачено исполнителям было почему-то более 20 миллионов. Где находятся два миллиона государственных средств - вопрос, который выясняет прокуратура.
На фоне этих вопиющих фактов почти безгрешным выглядит увеличение штата управления на 40 процентов и рост числа отделов с 14 до 20. По мнению депутата Законодательного собрания Иркутской области Антона Романова, "эти новшества не внесли активизации в работу с малоимущим населением, зато потребовали значительного увеличения расходов на зарплату работникам управления". И это увеличение зарплаты, по документам, произошло более чем в 3 раза.
Почему деньги тратились направо и налево? На все вопросы начальник управления отвечал длинно и обтекаемо, а суть была одна: нарушений нет. Словом, Семен Викторович Круть ушел в глухую защиту. А в этой позиции не слышны голоса тех, кто нуждается в защите от чиновных амбиций.