В московском концертном зале "Россия" прошли концерты легендарного оркестра Дюка Эллингтона.
В московском концертном зале "Россия" прошли концерты легендарного оркестра Дюка Эллингтона. Организованный знаменитым американским пианистом, композитором и аранжировщиком 75 лет назад в Нью-Йорке в гарлемском Коттон-клубе, этот коллектив с тех пор наследовался по прямой: от отца к сыну. Нынешний его руководитель и (как его представили российской публике) "владелец оркестра" Пол Эллингтон приходится внуком основателю.
Правда, в нынешнем составе остались только два музыканта, помнящих старые добрые времена повального увлечения джазом и старого Дюка, скончавшегося в зените славы и богатства 28 лет назад. Это негры, пардон, афроамериканцы, бородатый трубач Берри Ли Холл и барабанщик Рокки Вайт, несмотря на преклонный возраст, выбеливший свои косички. Вообще чернокожие джазмены, уверенные в себе и вальяжные, составляют костяк оркестра (10 музыкантов из 15). Им же достается и львиная доля сольных партий. А это очень важно, если учесть, что самобытный эллингтоновский стиль представляет собой импровизационные композиции сменяющих друг друга солистов на фоне сочного аккомпанемента оркестра. Таковы хорошо известные фанатам джаза пьесы "В сентиментальном настроении", "Кролячий хвостик", "Представь себе, как я зол", "Возьми билет в поезд А" и, конечно, знаменитый "Караван".
Мужской коллектив несколько смягчает контрабасистка Дженнифер Венсон. А вторую музыкантшу Ребекку Бакстер шутник Эллингтон-младший, посверкивая безупречно выбритой головой и бриллиантовыми серьгами в ушах, объявил так: "Сейчас прозвучит композиция "Изощренная девушка". Есть у нас такая, которая сыграет соло на баритон-саксофоне, продемонстрировав, что она умеет делать с этой штукой".
На концерте себя показали и российские джазмены. Записавший во время оно пластинку с Эллингтоном-средним наш тенор-саксофонист Анатолий Герасимов вышел на сцену и экспромтом сыграл пьесу "Марка в 22 цента". А солист оркестра Олега Лундстрема Анатолий Васин вообще на время российских гастролей органично влился в трубную группу коллектива. Такое сравнение дает повод думать, что российская джазовая школа мало в чем уступает американской - родоначальнице и законодательнице в направлениях как в классическом, так и в современном джазе.
Отнекиваясь от призывов зала играть как можно дольше, Пол Эллингтон закончил концерт своей пьесой "Номер 16" и словами: "Нам уже пора в постельки - завтра рано в аэропорт. "Аэрофлот", отвези нас домой в целости!"