ОТ ЛИВАНОВА ДО ЛИФАНОВА

Народный артист России Игорь Масленников не устает поражать творческой мобильностью. Мало того, что он - правая рука Никиты Михалкова в Союзе кинематографистов России, переживающем время трудных реформ, Игорь Федорович еще и активно действующий режиссер.

Создатель бессмертных кинотворений о Шерлоке Холмсе и постановщик "народного" телесериала "Зимняя вишня" в эти дни выпускает на экраны страны новый фильм "Письма к Эльзе", удостоенный две недели назад главного приза "Золотой павлин" на кинофестивале в Дели. А на очереди - новый громкий кинопроект. Это будет экранизация классики - выдающейся пьесы Александра Островского "Без вины виноватые", написанной драматургом на закате жизни и ставшей его последним шедевром.
- Многие, конечно, помнят замечательный фильм Александра Петрова по этой знаменитой пьесе, поставленный еще в 1945 году, - рассказывает режиссер. - В нем играли такие корифеи нашего театра и кино, как Алла Тарасова, Владимир Дружников, Борис Ливанов, Алексей Грибов... Этот фильм до сих пор показывают по телевидению, он по-прежнему эмоционально трогает, волнует. Но все-таки он, как мне кажется, уже больше принадлежит своему времени. В нем много сентиментальности, даже слащавости, а мне хочется сделать достаточно жесткую, яростную картину. Это диктуется нынешней нравственной обстановкой в нашем обществе. Огромное количество брошенных детей в роддомах, на вокзалах, невиданное число беспризорников лишают меня права на каллиграфически ровную, спокойную экранизацию. Хочется сделать фильм, способный расшевелить, "расцарапать" сердца людей. Без такой сверхзадачи нет смысла возвращаться к этой пьесе, с такой силой и болью рассказавшей о трудной судьбе незаконнорожденных детей.
- А вам не хотелось снять фильм на эту же тему, но на современном материале?
- Такой путь, разумеется, возможен. На эту тему можно было бы сегодня поставить страстный публицистический фильм. Но лично мне сегодня интереснее вступить в диалог с классикой. Наши экраны в последнее время плотно забиты детективной требухой. В минувшее десятилетие отечественная литература была практически забыта кинематографом. А между тем именно классика несет вечные мысли и ценности. Отрадно, что высокая литература сегодня возвращается на экран. Сергей Соловьев заканчивает фильм по Чехову, я вот взялся за Островского...
- Вы уже определились с выбором актеров?
- Вы будете удивлены, но главный персонаж для меня в этой истории - не Кручинина, а Незнамов. Не хочу, чтобы он был этаким пусенькой, красавчиком. Он же подзаборник, хулиган, если угодно, Квазимодо. Это главная "бомба", которую я хочу подложить "под Островского". Так вот, с Незнамовым я, похоже, определился. Его сыграет Игорь Лифанов, знакомый зрителям по ролям бандитов, отморозков и прочих отвратительных персонажей. В нем есть сила, брутальность, но есть и тонкая, ранимая душа. Я это хорошо знаю - видел его в театре, он у меня снимался в "Письмах к Эльзе". А уже под Лифанова я буду подбирать других актеров. Точно знаю, что будет сниматься Алексей Петренко... Словом, выбор актеров продолжается. Буду рад любым предложениям.
- Когда начнутся съемки?
- Уже в январе. Снимать будем в зимнем, надеюсь, основательно заснеженном Торжке. Островского обычно погружают в летнюю натуру, стилизуя кино под передвижников, Кустодиева. Мне захотелось взорвать и эту традицию. Поскольку действие пьесы происходит в театре, возникают мысли поискать атмосферу фильма у великого француза Тулуз-Лотрека, который творил примерно в одно время с Островским. Это, как мне кажется, поможет сделать неожиданный и свежий по стилистике фильм.