Первые яркие впечатления вновь прибывшего в страну - это почти Европа, но с явной примесью Арабского Востока. До Европы, как говорится, рукой подать - до Рима всего час лета, а от самой северной оконечности страны до Сицилии - 137 километров.
Именно здесь испокон веков сталкивались и взаимодействовали многие цивилизации и народы. Вспомним хотя бы поселения финикийцев, греческие колонии, величественный Карфаген, который все-таки был разрушен, но до сих пор поражает своими руинами, Римскую империю, арабские завоевания, власть османской Высокой Порты, французское господство. И все они оставили здесь свой след.
В 1956 году Тунис добился от Франции независимости под руководством первого президента Хабиба Бургибы. Но влияние французской культуры и языка чрезвычайно велико. По сути, это второй государственный язык (после арабского), который изучают во всех школах и на котором издаются многие газеты, журналы и книги. Европейское влияние чувствуется и в весьма прогрессивной конституции и в не менее прогрессивном гражданском законодательстве. Пожалуй, нигде в арабском мире женщина не ощущает себя столь свободной, как в Тунисе.
На качественно новый этап страна вышла после прихода к власти в 1987 году президента Зейна аль-Абедина бен Али. Был взят курс на ускоренное социально-экономическое развитие. Упор переносился с импортозамещающих отраслей на экспортные. Поощрялись частный сектор и иностранные инвестиции. Власть поставила цель - подъем жизненного уровня должен создавать широкий средний класс, и параллельно с этим процессом будет происходить демократизация общества и политической системы.
С тех пор доход на душу населения в год вырос в три раза и составил около 2,5 тысячи долларов (для примера - этот показатель в России составляет примерно 1300 долларов). Уровень бедности по критериям ООН опустился до 4,2 процента. Благодаря мощной государственной поддержке системы образования и здравоохранения весьма эффективно решалась проблема сокращения рождаемости - этого бича многих арабских стран. Скажем, в середине 60-х годов и в Тунисе, и в Сирии население не превышало 4 миллионов. Сегодня же в Сирии 18 миллионов, а в Тунисе только 10.
Образованный при активном участии властей Фонд национальной солидарности занялся совершенствованием социальной инфраструктуры - строительством дорог, больниц, поликлиник, школ, электрификацией, обеспечением питьевой водой. В результате средняя продолжительность жизни достигла 73 лет. Практически все население в возрасте от 15 до 24 лет грамотно. Среди студентов вузов девушки преобладают над юношами. Социальным обеспечением охвачено 84 процента населения, и на социальные цели выделяется более половины госбюджета. По данным Всемирного банка, Тунис - единственная арабская страна, которая входит в десятку наиболее динамично развивающихся государств, некогда причисленных к так называемому "третьему миру". Власти ориентируют страну на вхождение в Евросоюз (вначале как ассоциированный член) и выход по среднедушевым показателям на уровень Португалии в 2010 году.
На каких же китах держится тунисская экономика? На квалифицированной и относительно дешевой рабочей силе. Около 800 тысяч выходцев из Туниса живут и работают за рубежом (в основном во Франции и Италии) и переводят домой свыше миллиарда долларов в год. Экспорт рабочей силы несколько смягчает остроту безработицы, особенно среди дипломированных специалистов. А ее уровень превышает 15 процентов самодеятельного населения.
Другая опора - некоторые запасы нефти. Ее добывается до 4 миллионов тонн в год, что позволяет удовлетворять внутренние потребности да еще кое-что остается на экспорт. Страна также вывозит за границу фосфаты, одежду, кожаные изделия, переработанную сельхозпродукцию, в основном широко известные местные финики и отличное оливковое масло.
Но, пожалуй, главным приоритетом в последние годы стал туризм. В прошлом году страну посетили почти 5,4 миллиона иностранцев, принесших ей доход в 1,7 миллиарда долларов. Благодаря совместным компаниям с участием иностранного капитала создана мощная индустрия отдыха. Через три года планируется довести количество туристов до 8 миллионов.
Нельзя сказать, что все было гладко на пути интенсивного развития. В начале 90-х, как и во многих других арабских странах, в Тунисе поднял голову мусульманский экстремизм. Власти действовали весьма решительно. Зачинщики беспорядков надолго угодили в тюрьму, а фундаменталистские организации, в частности "Ан-Нахда", были распущены. Формирование политических организаций на религиозной основе запрещено. Но покончить с экстремизмом помогла прежде всего комплексная программа развития, образования и демократизации. Сейчас тунисцы с гордостью называют свою страну "островом безопасности, стабильности и социальной солидарности". Ислам, по сути, ограничился исключительно ролью религии, его государственно-законодательные функции были практически сведены на нет. В гражданском светском обществе он занял естественное место самобытной, национальной, духовной и культурной традиции, которая тщательно охраняется. Скажем, пост рамадан здесь неукоснительно соблюдают все.
Управляемая демократия сверху привела к созданию наряду с правящим демократическим конституционным объединением семи оппозиционных партий. На последних выборах из 182 мест в парламенте они получили 33. Государство финансирует партии соответственно численности и представительству в законодательном органе. Но не только их. В госбюджете предусмотрена материальная помощь всем зарегистрированным национальным общественным организациям. Представители оппозиции признают, что им трудно выдвинуть какую бы то ни было реальную альтернативу проводимой правящей партией политике, которая адекватно отражает нынешние потребности страны.
Во внешней политике Тунис с характерным прагматизмом и взвешенностью выступает против гегемонизма, за суверенитет государств, за укрепление роли ООН и региональных организаций, за справедливый многополюсный мировой порядок. Тунис, естественно, поддерживает правое дело палестинского народа, ратует за мирное решение проблемы Ирака. Широкую известность получила инициатива Туниса учредить Международный фонд солидарности, который занялся бы выравниванием вопиющих различий между богатыми и бедными. Политика развития отношений "по всем азимутам" касается и России. О русских здесь знают еще по морякам интернированного в Бизерте после 1917 года императорского Черноморского флота. Многие их потомки осели в Тунисе. Сейчас политические контакты между нашими странами поддерживаются на многих уровнях. Российские специалисты строят ряд водохозяйственных объектов, в том числе гидротехнический комплекс Сиди аль-Баррак. В стране, где нет постоянных рек, значение такого сотрудничества трудно переоценить. Комплекс в основном введен в эксплуатацию в 1999 году и буквально спас от продолжительной засухи северные районы страны, включая двухмиллионную столицу. Не стоят на месте и культурные связи. В прошлом году здесь с гастролями побывали 16 российских артистических коллективов - больше, чем из Европы и арабского мира вместе взятых. Ну а тот факт, что в нынешнем году сюда на отдых на курорты Хаммамет, Сус, Сфакс и другие приезжало около 50 тысяч россиян, говорит сам за себя. Эта страна становится все более популярной у туристов из России.
Сегодня Тунис уверенно смотрит в будущее, предлагая арабскому и африканскому миру наглядный образец успешного и стабильного развития.