Уральцы сильны не только децибелами

В Екатеринбурге завершились Симфонический форум и конкурс «Петя и волк»

В Екатеринбурге прошел Пятый российский симфонический форум. За слегка экзотическим названием – внешним признаком далеко не внешней креативности здешней филармонии – девять дней классической музыки, переполненных залов не только в городе, но и Свердловской области. Ощущение, что симфоническая музыка в стране – пусть на трудном, но подъеме. И – надежда на то, что по крайней здесь, на Урале, она вскоре сможет расправить плечи еще шире.

Урал – известное «место силы», и его столица – яркий тому пример. Чего стоят одни только «Безумные дни» – фестиваль, когда за один уикэнд в городе проходит СОТНЯ С ЛИШНИМ чрезвычайно востребованных публикой концертов. Свердловская область первой в мире придумала так называемый Виртуальный концертный зал – трансляцию программ с центральной филармонической площадки в полсотни городов региона…

Точно так же впервые прошел здесь в 2010 году Российский симфонический форум. Даже Москва не смогла потянуть подобное: дав старт в 2006 году фестивалю симфонических оркестров мира, в 2013-м отказалась от него. А уральцы держат и укрепляют позиции. В этом году в празднике приняли участие пять приезжих коллективов – Московский под руководством Павла Когана, Воронежский под управлением Игоря Вербицкого, Иркутский во главе с Илмаром Лапиньшем, Дальневосточный (дирижер Антон Шабуров), Омский (Дмитрий Васильев). Кстати, если в первых трех на лидерских позициях известные маэстро-ветераны, то в двух последних руководители – совсем молодые дирижеры. И, конечно, смотра не могло быть без его хозяев – двух уральских симфонических оркестров: академического под управлением Дмитрия Лисса и молодежного под водительством маэстро Энхэ (Энхбаатара Баатаржава). Именно на их выступления повезло попасть корреспонденту «Труда».

Программу Академического оркестра можно назвать квинтэссенцией идеи форума, где упор делается на проверенной классике, от Бетховена до Шостаковича. Уральцы выбрали Чайковского, в шутку заметив, что он – земляк, уроженец соседней Удмуртии. Но, конечно, Петр Ильич в дополнительных мотивировках не нуждается. Изумительную Третью сюиту и грандиозную симфонию «Манфред» сыграли на высоком накале, отдав исполнению не только огромные душевные, но и буквально физические силы.

О «молодежке», дававшей концерт назавтра, дает представление уже тот факт, что за несколько дней до того она участвовала в представлении города Екатеринбурга как претендента на проведение всемирной выставки «Экспо-2025» в парижском Театре Елисейских Полей, где вместе с Денисом Мацуевым коллектив играл Второй концерт Рахманинова.

Дирижирует маэстро Энхэ

В нынешнем же выступлении заключался особый сюжет: им финишировал Четвертый открытый конкурс симфонических произведений для детей «Петя и волк». Название, понятно, заимствовали у Прокофьева, чья известная музыкальная сказка, кстати, и прозвучала во втором отделении.

Эти конкурсы – тоже «эксклюзив» уральцев, единственных в России, кто решил таким образом позаботиться о пополнении оркестрового репертуара, адресованного самой юной аудитории. В нынешнем году пришло рекордное количество заявок: если прежде их бывало около 30, то теперь – 51 из 12 стран мира, включая США, Германию, Великобританию, Японию, Израиль и, конечно, Россию. Жюри под председательством профессора Московской консерватории, художественного руководителя столичной филармонии Александра Чайковского отобрало для финала пять партитур. Все – под девизами, имена и географические координаты авторов не раскрывались до подведения итогов. Признаюсь, две работы показались не больше чем милым набором привычных полечек и вальсов. Третья, «Гамельнский крысолов», заинтересовала более осмысленным музыкальным пересказом знаменитой притчи о добре, жадности и неблагодарности. Ну а две последние партитуры не оставили сомнений, что спор за первенство пойдет между ними. «Кто сказал мяу» автора с замечательным девизом «Четыре лапы, мокрый нос» – обращение к редкому жанру путеводителя по оркестровым тембрам. А «Фабрика симфонических красок» композитора, назвавшегося «Звуковым магом», предстала настоящим путешествием-экшеном по цехам воображаемого завода, производящего музыку – и заодно дала оркестру прекрасный повод показать свое владение той массой исполнительских техник, о которых нам рассказывала чтица.

Профессиональное жюри отдало свой главный приз «Фабрике», которую придумал, как оказалось, голландский композитор Эдуард де Бор. А вот судьбу приза зрительских симпатий решили оригинальным способом – погромкости ора, которым публика (в этот вечер в основном детско-родительская) приветствовала каждую партитуру. И тут вполне объективно, «по децибелам» (но, убежден, и по художественным достоинствам) победило «Мяу». А написала его, что особенно приятно, своя, уральскаямолодая сочинительница Анастасия Беспалова.

Анастасия Беспалова за музыкальную сказку «Кто сказал мяу» получила приз зрительских симпатий и вторую премию жюри

Настя – жительница соседней с Екатеринбургом Ревды, воспитанница Уральской консерватории, ученица известных композиторов Валентина Барыкина и Владимира Кобекина. Учит детей, много пишет для санкт-петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье». Ждет, когда детская опера появится в Екатеринбурге. Пока, правда, об открытии таковой не слышно…

Юная публика голосовала за понравившиеся партитуры децибелами оваций

А вот филармония скоро, похоже, переживет второе рождение. Старый, начала ХХ века постройки, зал хоть и уютно-светел, но явно тесноват для звука стоголосого оркестра. На днях подведены итоги международного конкурса проектов, лидирует разработка знаменитого лондонского архитектурного бюро, носящего имя великой Захи Хадид. Масштабы – совсем не среднерусские: 1600 мест большой зал и 350 малый. Почти один в один московское «Зарядье». Насколько знаю, к этому варианту склоняются и симпатии руководства филармонии.

Проект Архитектурного бюро Захи Хадид словно навеян уральскими горными мотивами и «Сказами» Бажова

И мне, честно скажу, он больше всех понравился своей органикой форм, будто навеянных уральскими горными мотивами и «Сказами» Бажова. Но окончательный выбор – за администрацией области. При благополучном ходе дел, рассчитывает директор филармонии Александр Колотурский, новая площадка появится рядом со старой к 2023 году.