Маша с Медведем зарабатывают не по-детски

Отчего у этого мультика миллиарды просмотров по всему миру?

— Скажи, почему ты этот мультик про Машу и Медведя смотришь не отрываясь? Ведь эта ваша Маша — капризная и вредная, подстраивает Мишке разные каверзы...- Ну да, она забияка. Но мучает доброго Мишку не со зла. Она его любит, только еще больше любит шалить, баловаться. Это у нее пройдет, когда вырастет. Мне мама про меня тоже так говорит...

Такой диалог состоялся у меня с девятилетней девочкой на презентации, устроенной компанией «Анимаккорд», десять лет создающей мультсериал про Машу и Медведя. И хотя показ был закрытый, в зале Московского молодежного центра полно детворы. Ребята смеялись, визжали, сопереживая каждому повороту сюжета.

Оглушительный успех мультфильма, имеющего немыслимое количество просмотров в мире (его показывают с дубляжом на 16 языках), для меня слегка загадка. Одну только серию «Маша плюс каша» посмотрели на YouTube более 3 млрд раз (4-е место в рейтинге за всю историю сайта). Американская развлекательная компания Netflix, купившая мультик несколько лет назад, назвала его «русским феноменом» — это первый приобретенный ею сериал из России. Всего же вышли 73 серии, и каждую новую с нетерпением ждут в сотне с лишним стран. Неразлучная парочка, некогда придуманная художником, оператором и режиссером Олегом Кузовковым (он же автор всех сценариев), триумфально шагает по планете. В чем же секрет такой популярности?

Глава «Анимаккорда» Дмитрий Ловейко полагает, что все дело прежде всего в соответствии образа проказливой Маши нынешним реальным детям, в которых с самого рождения любопытство смешано с эгоизмом. Этакая гремучая смесь... А еще, конечно, в высококачественной визуализации действа (фильм делается в трехмерной графике), удобном формате (каждый эпизод длится по 6,5 минуты), в музыкальности, по которой соскучились зрители. И, наконец, в отсутствии политических подтекстов, каковыми давно уже принято пичкать детей с пеленок.

Интуитивно или расчетливо, создатели «Маши и Медведя» нащупали золотую жилу. Сейчас они зарабатывают примерно 40% на самом контенте и около 60% — на продаже лицензий (их приобрели уже более 150 компаний). С брендом сладкой парочки выпускаются конфеты, игрушки, канцтовары, игры. Например, в Мексике он является брендом номер один среди девочек от трех до шести лет. Настоящий бум на товары с изображением русской шалуньи в кокетливом платочке и ее мохнатого друга случился в Италии. Там под Миланом недавно открыли парк аттракционов под тем же, что и русский сериал, названием. Его создатели спрашивали даже у авторов фильма, какие растения растут у Медведя в огороде, чтобы точно такие же высадить в парке. В торговых центрах Бразилии с участием этих персонажей устраивают концерты, собирающие до тысячи зрителей...

В общем, детвора со всего мира сошла с ума от прикольной Машутки и ее проказ над добродушным Мишуткой. Весомую лепту в это «помешательство» внес композитор сериала Василий Богатырев. Он написал уже 35 музыкальных тем и 18 песен. И дети разных стран, даже не зная языка, в буквальном смысле «пляшут под нашу дудку». Впрочем, нам все это знакомо: многие годы наша детвора тоже просыпалась и засыпала под песни крокодила Гены и Домового из советских мультиков. Потом дети выросли, а песни кончились. И вот возвращение: песни в исполнении главной героини (сначала ее голос принадлежал Алине Кукушкиной, а с 53-й серии и по сей день — Варе Саранцевой) пошли в народ, разлетелись по миру.

Такое бывает нечасто. Нечто похожее случилось с телепередачами «Что? Где? Когда?» и «КВН». Обе они оригинальные, придуманные на нашем ТВ (первая — Владимиром Ворошиловым, вторая — Сергеем Муратовым, Альбертом Аксельродом и Михаилом Яковлевым), у обеих телеигр по всей стране, а также в ближнем и дальнем зарубежье появилась масса последователей — клубы знатоков, команды «веселых и находчивых». Увы, обе программы — белые вороны на нашем ТВ, которое собственными идеями особо не фонтанирует, а предпочитает пользоваться чужими, то бишь заграничными изобретениями. Уж, казалось бы, «Поле чудес» — самое что ни на есть российское по менталитету. Однако и оно, увы, уходит корнями в американское «Колесо фортуны»...

И вот наконец-то, спустя много лет после тех прорывов, случился новый: мы сами, а не дяди из-за океана придумали такой мультсериал, который не просто смотрят — он породил целое движение в мире! В Чили наша Маша стала чуть ли не национальной героиней, а в Индонезии этим русским именем теперь сплошь называют новорожденных.

Тем временем креативщики из «Анимаккорда» не почивают на лаврах: они замыслили путешествие главной героини по планете — с помощью песен, являющихся музыкальными символами разных стран (как, скажем, в Италии «Санта Лючия»). На эти национальные хиты пишут русские стихи, и эти произведения прозвучат в исполнении Маши. Точнее, юной актрисы Варвары Саранцевой (сейчас этой девочке 11 лет, она учится в 5-м классе московской школы и занимается в детском музыкальном театре «Домисолька»). Вот такой сюрприз готовит своим постоянным и потенциальным зрителям компания «Анимаккорд». Ну а в ее ближайших планах — показ шоу «Маша и Медведь» в новогодние праздники московской публике и его прокат по миру.