В театре имени Пушкина – премьера пластического спектакля «Жанна д’Арк»
На сцене – три основных цвета: черный, красный и белый. Руанская дева – в белом костюме, который напоминает не то творения футуристов, не то одежды инопланетян. И еще присутствует золотой – цвет власти, богатства и трона. Жанна д’Арк помогает Карлу Седьмому стать королем Франции, одерживая победу под Орлеаном. А Карл Седьмой, став законным королем, отказывается вызволять ее из плена и предает. В черном – солдаты, палачи, душегубы, слуги дьявола и прочие вершители расправы. В красном – архиепископ, инквизитор.
Знамена – красные, черные, белые, и это не тряпки, не ткани, даже не флаги, а именно масштабные знамена, символизирующие сто лет вражды за первое место в Европе. И конь – огромный чудо-конь, который возносит Жанну д’Арк к самому небу, натурального цвета, без идеологической окраски. Бернард Шоу в предисловии к пьесе писал, что «это – высокая трагедия», и в ней нет негодяев». И дал объяснение: «Трагедия подобных убийств в том, что совершают их не убийцы – это убийства узаконенные, из благочестивых побуждений».
От начала до конца или от конца до начала (в спектакле проходит мысль о бесконечности пути, движении по кругу, где, как писала Марина Цветаева, «все будет вновь: последний взор коня» и «ты опять обманешь Карл Седьмой») Жанна – одна. Если, конечно, не считать двух ее рыцарей, Жана и Бертрана. За ней нет ни статуса, ни богатства, ни покровительства, и она не умеет хитрить, отрекаться, притворяться, играть. И отступать не может. И забывать, и не верить – тоже не может. Она очень юная – на момент смерти ей всего 19 – и по-житейски неопытная. Но она – полководец. Единственная девушка – главнокомандующий армии за всю историю человечества. Об этом в первой строке напоминает современникам и потомкам английский драматург Бернард Шоу.
В спектакле особую роль играет свет. Он – из неоновых трубок, создающих день, ночь, зиму, лето. Из крошечного фонаря, к которому протягивает свои руки Жанна д’Арк. Свет (художник по свету Александр Сиваев) – такое же действующее лицо, как и сама Орлеанская дева. Спектакль очень впечатляет, возможно, пугает, но, согласитесь, не без оснований, и заставляет зрителя занять позицию – или Палача, или Жанны д’Арк. Посторонних и жертв в этой постановке нет. Есть только палачи, как писал Шоу, «узаконенные» и те, кто идет на плаху из-за своих убеждений. Всего лишь одно неверное или фальшивое слово, и мы бы не поверили, что находимся на войне, которая длится как минимум, пять веков (Жанна д'Арк родилась в 1412 году), но слов здесь нет: спектакль построен только на пластике. И мы ей верим.
Режиссер Сергей Землянский рассказал «Труду» о своей постановке:
– В работе над саундтреком к спектаклю мы вместе с композитором Пашей Акимкиным обращались не только к средневековой музыке Англии и Франции. Во время недавней поездки в Рим я специально приобрел диск с оперой Верди «Жанна д’Арк» и там же, в музыкальном магазине, наткнулся на крайне интересное издание «Жанна д’Арк: баталии и тюрьма». Кроме того, очень сильное впечатление на меня произвел черно-белый немой фильм 1920-х годов «Страсти по Жанне д’Арк», звуковой ряд которого просто потрясающе передает атмосферу средних веков. Именно в этих темах мы и старались черпать вдохновение.
Если говорить о визуальной стороне, то, возможно, кому-то наш спектакль покажется страшным, неэстетичным и где-то даже неприятным. Думаю, в этом нет ничего криминального, ведь при всей красоте и чистоте образа Жанны, мы рассказываем о периоде Столетней войны, когда в Европе царили голод, разруха, чума и нищета.