Вчера в Общественной палате прошли слушания на тему «Русские на Кавказе: мифы и реальность». Итог неутешителен: если титульная нация уйдет из региона, то проиграют все — и местные этносы, и Россия в целом.
Наверное, нет в нашей стране второй такой темы, по которой каждая третья дискуссия заканчивается взаимной матерной бранью, а каждая пятая — погромом на Манежной площади. Русские и Кавказ — один из тех сюжетов, которые в современной России замалчивать нельзя, а обсуждать — опасно.
Вчера в Общественной палате (ОП) силами главы рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе ОП Максима Шевченко и эксперта этой рабочей группы Наимы Нефляшевой между русскими и представителями народов Кавказа состоялась дискуссия.
Первое, что я увидел, войдя в зал, где должна была состояться дискуссия, — это длинные, возмутительно длинные ноги черноволосой красавицы в коротком облегающем платье. Она, как рассказали коллеги, оказалась
Сразу вспомнилось, как в Грозном мою коллегу из «Труда» молодые чеченцы прилюдно принуждали надеть юбку до пят, считая ее джинсы вызовом мусульманским устоям. Вчера в зале было два православных священника, и ни один из них, насколько я заметил, не сделал длинноногой красавице замечание по поводу неправославной длины ее платья.
Казалось бы, малозначительный, почти пустяковый сюжет, до которого, кроме меня, наверное, и дела никому не было. Но у русских на Кавказе уже 20 лет точно такие же проблемы, что возникли у моей коллеги во время командировки в Грозный.
К сожалению, вчерашнюю дискуссию проигнорировали те, кто, наверное, больше многих может сказать о проблеме русских на Кавказе. По словам Шевченко, сославшись на отпуск, не приехали мэры Кизляра, Прохладного, Моздока, Пятигорска. Да и тех, кто считает себя русским, приехавшим с Кавказа, в аудитории примерно на сто человек оказалось не больше десяти. Наверное, это отражает суть подхода к данной проблеме: власти молчат, народ боится.
Валерий Коровин из Центра консервативных исследований соцфака МГУ стал говорить о том, что нужно сделать для возвращения русских на Кавказ. «Там фактически обезлюдение в плане присутствия русских, отток растет из всех республик, кроме Чечни и Ингушетии, где их и так на уровне статистической погрешности, — рассказывал он. — В ближайшее время русских на Северном Кавказе вообще не останется. Один из вариантов — принятие стратегии возвращения русских в регион». (В этот момент журналистка слева от меня многозначительно резюмировала: «Что за бред?»)
При этом стратегию развития народов Кавказа Коровин предложил выстраивать по странному, но очень простому, с его точки зрения, принципу: при царе и Советах Кавказ цивилизовывали и индустриализировали, выгоняли с гор на равнины, значит, пора дать им жить естественной для них жизнью, то есть вернуться в села, к традиционному укладу.
При этих словах чеченский журналист Герман Садулаев (очевидно, ведущий городской образ жизни) начал возмущаться и сильно колотить рукой по столу. Сидевший рядом с ним казак попытался успокоить горца, не переставая жевать жвачку. К счастью, до рукоприкладства не дошло.
Но инициативы возвращения русских на Кавказ не остались незамеченными. Политолог Андрей Епифанцев, назвав утопией разговоры о возвращении русских в регион, стал говорить о том, что проблема титульной нации и Кавказа совсем в другом. «Русских там мало, и это плохо. Те русские, что боролись там за свои права, сейчас нищие, их никто не помнит, зато представители коренных этносов занимают видные посты, — размышлял он. — Главная проблема — это отсутствие справедливости и возмездия за нарушение закона».
По его словам, ситуация в современной России все больше напоминает поздний СССР: публично говорится о дружбе между народами, но все друг на друга точат нож. После этих слов многие в зале сочувственно закачали головами.
Вообще Епифанцев дал понять, что угнетенному положению титульной нации на Кавказе не стоит удивляться: «Когда устанавливается этническая власть, слабых начинают гнать».
Взявший следом слово директор Института
По его словам, некоторые кавказские эксперты всерьез говорят о необходимости возвращения кровной мести как инструмента борьбы с насилием. «И русским приходится противостоять всему этому
Наконец дошла очередь до представителей Кавказа. Сулиета Кусова из общественной организации «Кавказский дом» польстила присутствующим представителям титульной нации словами о том, что сама хотела поднять руку, когда Шевченко спросил, кто в зале считает себя русским с Кавказа. «Я сама ощущаю себя человеком русской культуры, хотя я адыгейка», — отметила она.
Суть выступления госпожи Кусовой сводилась к тому, чтобы опровергнуть популярный в интернете лозунг «Хватит кормить Кавказ!». «Мы проехали по горным селам и сняли документальный фильм „Кавказский хребет“, где показываем, как регион сам себя кормит, правда, не без помощи федерального центра», — сказала она (
Она выразила уверенность, что, посмотрев фильм, русские крестьяне побратаются с дагестанскими. В воздухе вновь повисло слово «утопия», которое Кусова поспешила произнести, но уже по отношению к совсем другому тезису: «Однако думать, что русских можно вернуть на Кавказ, — это полнейшая утопия!»
В третий раз мысль о несбыточности некоторых надежд возникла тогда, когда представитель «Кавказского дома» заговорила о Владимире Ленине. «Он построил план строительства социализма. Вот кто бы сейчас нам написал такой же план строительства России?» — громко задала она свой риторический вопрос.
И хотя он не подразумевал ответа, попытку дать его сделал Сергей Передерий, завкафедрой политологии Пятигорского лингвистического университета. Он вполне разумно заметил, что, прежде чем говорить о проблемах русского народа на Кавказе и вообще в любом другом регионе страны, надо дать русским юридический статус.
«В России 83% русских, по международным нормам наше государство является моноэтническим. В Европе есть страны с таким же соотношением, — рассказал эксперт. — При этом конституции таких стран, как Испания, Франция или Германия, написаны от имени титульных наций, то есть им дан официальный статус. В Основном законе России русский народ вообще не упоминается, как будто его нет вовсе».
По его словам, следствием несовершенства Конституции стало отсутствие национальной самоидентификации русского народа.
В итоге, когда завершились громкие выступления, слово взял Александр Мукомолов, который не первый год занимается поиском русских, взятых в плен на Кавказе.
По его словам, последствием ухода русских из региона становится незаметное на первый взгляд торможение интеллектуального и промышленного прогресса. «В Чечне, например, уже 5 лет никак не могут создать молекулярную лабораторию. Кадров нет!», - проиллюстрировал проблему эксперт.
Его рецепт помощи тем русским, которые остались на Кавказе оказался простым и ясным: «Для начала надо посчитать всех русских, а потом начинать адресную помощь тем семьям, которые там продолжают жить, несмотря ни на что. А еще помогать вынужденным переселенцам».
По грустному выражению лица господина Мукомолова было видно, что пока в реальность такой помощи он не верит. В России предпочитают брать шефство над зверями в зоопарке или боевыми кораблями Черноморского флота. Над чем угодно, только не над пострадавшими братьями по крови.