Что русскому плохо, то чеченцу шариат

Как остановить отток титульной нации с Кавказа, если она там никому не нужна

Вчера в Общественной палате прошли слушания на тему «Русские на Кавказе: мифы и реальность». Итог неутешителен: если титульная нация уйдет из региона, то проиграют все — и местные этносы, и Россия в целом.

Наверное, нет в нашей стране второй такой темы, по которой каждая третья дискуссия заканчивается взаимной матерной бранью, а каждая пятая — погромом на Манежной площади. Русские и Кавказ — один из тех сюжетов, которые в современной России замалчивать нельзя, а обсуждать — опасно.

Вчера в Общественной палате (ОП) силами главы рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе ОП Максима Шевченко и эксперта этой рабочей группы Наимы Нефляшевой между русскими и представителями народов Кавказа состоялась дискуссия.

«А давайте переселим жителей Кавказа обратно в села»

Первое, что я увидел, войдя в зал, где должна была состояться дискуссия, — это длинные, возмутительно длинные ноги черноволосой красавицы в коротком облегающем платье. Она, как рассказали коллеги, оказалась пресс-секретарем какой-то организации с Северного Кавказа.

Сразу вспомнилось, как в Грозном мою коллегу из «Труда» молодые чеченцы прилюдно принуждали надеть юбку до пят, считая ее джинсы вызовом мусульманским устоям. Вчера в зале было два православных священника, и ни один из них, насколько я заметил, не сделал длинноногой красавице замечание по поводу неправославной длины ее платья.

Казалось бы, малозначительный, почти пустяковый сюжет, до которого, кроме меня, наверное, и дела никому не было. Но у русских на Кавказе уже 20 лет точно такие же проблемы, что возникли у моей коллеги во время командировки в Грозный.

К сожалению, вчерашнюю дискуссию проигнорировали те, кто, наверное, больше многих может сказать о проблеме русских на Кавказе. По словам Шевченко, сославшись на отпуск, не приехали мэры Кизляра, Прохладного, Моздока, Пятигорска. Да и тех, кто считает себя русским, приехавшим с Кавказа, в аудитории примерно на сто человек оказалось не больше десяти. Наверное, это отражает суть подхода к данной проблеме: власти молчат, народ боится.

Валерий Коровин из Центра консервативных исследований соцфака МГУ стал говорить о том, что нужно сделать для возвращения русских на Кавказ. «Там фактически обезлюдение в плане присутствия русских, отток растет из всех республик, кроме Чечни и Ингушетии, где их и так на уровне статистической погрешности, — рассказывал он. — В ближайшее время русских на Северном Кавказе вообще не останется. Один из вариантов — принятие стратегии возвращения русских в регион». (В этот момент журналистка слева от меня многозначительно резюмировала: «Что за бред?»)

При этом стратегию развития народов Кавказа Коровин предложил выстраивать по странному, но очень простому, с его точки зрения, принципу: при царе и Советах Кавказ цивилизовывали и индустриализировали, выгоняли с гор на равнины, значит, пора дать им жить естественной для них жизнью, то есть вернуться в села, к традиционному укладу.

При этих словах чеченский журналист Герман Садулаев (очевидно, ведущий городской образ жизни) начал возмущаться и сильно колотить рукой по столу. Сидевший рядом с ним казак попытался успокоить горца, не переставая жевать жвачку. К счастью, до рукоприкладства не дошло.

«Россия все больше напоминает поздний СССР»

Но инициативы возвращения русских на Кавказ не остались незамеченными. Политолог Андрей Епифанцев, назвав утопией разговоры о возвращении русских в регион, стал говорить о том, что проблема титульной нации и Кавказа совсем в другом. «Русских там мало, и это плохо. Те русские, что боролись там за свои права, сейчас нищие, их никто не помнит, зато представители коренных этносов занимают видные посты, — размышлял он. — Главная проблема — это отсутствие справедливости и возмездия за нарушение закона».

По его словам, ситуация в современной России все больше напоминает поздний СССР: публично говорится о дружбе между народами, но все друг на друга точат нож. После этих слов многие в зале сочувственно закачали головами.

Вообще Епифанцев дал понять, что угнетенному положению титульной нации на Кавказе не стоит удивляться: «Когда устанавливается этническая власть, слабых начинают гнать».

Взявший следом слово директор Института социально-политических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН Виктор Авксентьев оказался к теме еще ближе Епифанцева — возможно, благодаря тому, что он был одним из тех десяти русских с Кавказа. «В Карачаево-Черкесии 40% русских, но среди абитуриентов их только 3%, это и есть настоящий показатель оттока титульной нации, — сказал доктор философских наук. — И главная причина этого — ощущение небезопасности».

По его словам, некоторые кавказские эксперты всерьез говорят о необходимости возвращения кровной мести как инструмента борьбы с насилием. «И русским приходится противостоять всему этому религиозно-фундаменталистскому обществу», — отметил ученый.

Должна ли Россия продолжать кормить Кавказ?

Наконец дошла очередь до представителей Кавказа. Сулиета Кусова из общественной организации «Кавказский дом» польстила присутствующим представителям титульной нации словами о том, что сама хотела поднять руку, когда Шевченко спросил, кто в зале считает себя русским с Кавказа. «Я сама ощущаю себя человеком русской культуры, хотя я адыгейка», — отметила она.

Суть выступления госпожи Кусовой сводилась к тому, чтобы опровергнуть популярный в интернете лозунг «Хватит кормить Кавказ!». «Мы проехали по горным селам и сняли документальный фильм „Кавказский хребет“, где показываем, как регион сам себя кормит, правда, не без помощи федерального центра», — сказала она (два-три человека в зале ехидно хихикнули).

Она выразила уверенность, что, посмотрев фильм, русские крестьяне побратаются с дагестанскими. В воздухе вновь повисло слово «утопия», которое Кусова поспешила произнести, но уже по отношению к совсем другому тезису: «Однако думать, что русских можно вернуть на Кавказ, — это полнейшая утопия!»

В третий раз мысль о несбыточности некоторых надежд возникла тогда, когда представитель «Кавказского дома» заговорила о Владимире Ленине. «Он построил план строительства социализма. Вот кто бы сейчас нам написал такой же план строительства России?» — громко задала она свой риторический вопрос.

И хотя он не подразумевал ответа, попытку дать его сделал Сергей Передерий, завкафедрой политологии Пятигорского лингвистического университета. Он вполне разумно заметил, что, прежде чем говорить о проблемах русского народа на Кавказе и вообще в любом другом регионе страны, надо дать русским юридический статус.

«В России 83% русских, по международным нормам наше государство является моноэтническим. В Европе есть страны с таким же соотношением, — рассказал эксперт. — При этом конституции таких стран, как Испания, Франция или Германия, написаны от имени титульных наций, то есть им дан официальный статус. В Основном законе России русский народ вообще не упоминается, как будто его нет вовсе».

По его словам, следствием несовершенства Конституции стало отсутствие национальной самоидентификации русского народа.

«Надо взять шефство над русскими семьями»

В итоге, когда завершились громкие выступления, слово взял Александр Мукомолов, который не первый год занимается поиском русских, взятых в плен на Кавказе.

По его словам, последствием ухода русских из региона становится незаметное на первый взгляд торможение интеллектуального и промышленного прогресса. «В Чечне, например, уже 5 лет никак не могут создать молекулярную лабораторию. Кадров нет!», - проиллюстрировал проблему эксперт.

Его рецепт помощи тем русским, которые остались на Кавказе оказался простым и ясным: «Для начала надо посчитать всех русских, а потом начинать адресную помощь тем семьям, которые там продолжают жить, несмотря ни на что. А еще помогать вынужденным переселенцам».

По грустному выражению лица господина Мукомолова было видно, что пока в реальность такой помощи он не верит. В России предпочитают брать шефство над зверями в зоопарке или боевыми кораблями Черноморского флота. Над чем угодно, только не над пострадавшими братьями по крови.