"ВЫСТРЕЛЫ" В МОЛОКО

За два последних месяца цены на молочные продукты подскочили в полтора - два раза. В итоге правительство начало разбор "полетов", а экономисты разъяснили народу: в подорожании молока виноваты китайцы, алжирцы и жители других развивающихся стран, которые навалились и выпили-съели больше прежнего.

В результате цены на сухое молоко на мировых рынках с начала года подскочили в 2,5 раза. Но если что-то дорожает, то ведь кто-то на этом и зарабатывает. Корреспондент "Труда" попробовал разобраться, кто же на нашем рынке "выстрелил" в молоко.
ЗАВОДЫ ПИШУТ В БЕЛЫЙ ДОМ
На этой неделе наделал шума Российский союз предприятий молочной отрасли. После того, как ФАС обязал Брянский комбинат установить отпускные цены на молоко на уровне не выше 21,4 руб. за литр, а власти некоторых регионов "заморозили" их даже на отметке 20 рублей, союз обратился с открытым письмом к премьеру Виктору Зубкову. Молочники это расценивают как вмешательство государства в ценообразование и считают, что такие меры "приведут к снижению цен на сырое молоко", что ударит и по селу, и по переработчикам, которые потеряют прибыль.
Как подтвердил корреспонденту "Труда" глава молочного союза Владимир Лабинов, в начале года рентабельность перерабатывающих предприятий была 10 процентов, а теперь многие даже в "минусе". Потому что в январе они покупали молоко в среднем по 9 рублей 50 копеек, а на прилавках оно стоило в среднем 18 рублей. При этом доля переработчиков составляла максимум 25 процентов, такой же она осталась и теперь. Хотя закупочные цены, по данным молочного союза, выросли до 16 рублей за литр.
А вообще, как выясняется, наши молзаводы от мировой конъюнктуры не сильно зависят. В союзе сообщили, что 83 процента сырья для всей молочной продукции - российского производства. Это 31 миллион тонн молока. Правда, частично его перерабатывают в сухое - получается около 200 тысяч тонн. Из них 60 - 70 тысяч продается на экспорт, а из-за кордона при этом завозится 80 тысяч тонн. Почем наши производители продают свой "порошок" на мировом рынке и по какой цене мы его там закупаем - коммерческая тайна.
У ДЕРЕВНИ СВОЯ АРИФМЕТИКА
Глава подмосковного совхоза имени Ленина Павел Грудинин утверждает, что по 16 рублей за литр ни одно хозяйство не продает молоко. Красная цена - 13 - 14 рублей, причем ее дают только за молоко высшего качества, а такого в России производится очень мало. Хозяйству Грудинина как раз и назначили такую цену. "Когда подскочило в цене сухое молоко, - рассказывает председатель, - к нам потянулись покупатели. Пару месяцев назад приехали из "Данона" - звали к себе в поставщики, потом "Вимм-Биль-Данн" стал переманивать, за ним "Эрманн" подтянулся. В итоге нам и назначили приличную цену".
Это в Подмосковье, где среди переработчиков большая конкуренция. Поскольку сырья не хватает, то за местных поставщиков они держатся руками и ногами. А что в провинции? Мы позвонили легендарному председателю Василию Горину в белгородский колхоз имени Фрунзе. Как выяснилось, и там теперь отпускная цена на молоко - 13 рублей. А в магазинах оно стоит уже минимум 24 рубля.
Между тем многие сельхозпредприятия до сих пор продают цельное молоко молзаводам по 8 - 10 рублей за литр. Получается, деревня уж точно не озолотится от нынешней конъюнктуры молочного рынка. Кстати, имеющий опыт работы со столичными сетевыми магазинами Грудинин подтвердил: торговая наценка - 25 - 30 процентов и выше. И даже пожалел переработчиков: только за то, чтобы их молоко попало на прилавки, торговые сети требуют оплатить "входной билет", а потом еще берут с производителя за раскручивание товара.
СКОЛЬКО СТОИТ "ВХОДНОЙ БИЛЕТ"?
Мы попытались выяснить в компании "Вимм-Биль-Данн", сколько стоит "входной билет" в "сети" - например, для молока, разлитого на их Лионозовском комбинате. Пресс-секретарь Антон Сарайкин дал понять, что ответа на этот вопрос мы не получим ни под каким соусом. Оно и понятно: кому охота ссориться с продавцами? Тем более что последние на этот счет хранят гробовое молчание.
В общем, если верить официальным данным, то каждый из участников цепочки ферма - магазин получил свою долю от подорожания. Но знающие люди уверяют, что самый большой куш достался последнему звену, то есть торговле.