- Виктор Иванович, Москва - огромный город и, естественно, сама себя прокормить не может...
- Ну почему же? Например, 20 процентов потребляемого мяса производят столичные предприятия. Это результат работы наших агропромышленных холдингов - перерабатывающие предприятия имеют в регионах фермы, кормовую базу.
- А откуда еще в столицу поступает мясо?
- 65 процентов - из Европы, Америки. Среди поставщиков - Украина и Белоруссия. В числе лидеров по поставкам Белгородская область, которая здорово выручает с мясом птицы.
В регионах покупательная способность населения пока ниже, чем в столице, и им выгодно нам продавать мясо по более высокой цене. Но эта ситуация уже начинает меняться. Кое-где народ стал жить получше, свои покупают больше, и увозить мясо оттуда становится нерентабельно. Дай Бог, чтобы и дальше люди в глубинке жили богаче, но у нас тогда могут возникнуть проблемы со снабжением. Поэтому, пока не поздно, нужно как можно больше внимания уделить развитию собственных холдингов.
- Чем же регионы сами кормятся, если продают мясо в столицу?
- По импорту закупают то, что подешевле. Например, "ножки Буша".
- Если говорить о других продуктах, то кто их привозит?
- Картофель, морковь, свекла и капуста - это на 80 процентов Московская область. Цельные молоко - на 60 процентов тоже Подмосковье, а также Рязанская, Вологодская и Ярославская области.
- Сколько съедают москвичи?
- Вместе с гостями столицы за один день - 27 тысяч тонн продовольствия! И это далеко не предел. По медицинским нормам человек в год должен потреблять 80 килограммов мяса, а среднестатистический москвич недобирает 8 кг.
- Как контролируется качество продуктов питания?
- Российские ветврачи за рубежом работают во всех фирмах-импортерах - на каждой партии обязателен их штамп. Хотя есть и сложности. Все контролирующие функции теперь переложили на плечи федеральных органов, сочтя местный контроль излишним. Это неправильно, потому что, если происходят отравления, то люди первым делом предъявляют претензии местным властям.
- В недавние времена горожан посылали на уборку урожая, на овощные базы. Как с этим обстоят дела сейчас?
- Последний раз три года назад армия в Московскую область направила 10 тысяч солдат. С тех пор "шефов" нет ни в поле, ни на базах. На уборку если кого и привлекают, так это гастарбайтеров. Они работают за маленькую зарплату.
- Но у них ведь часто даже нет справок о состоянии здоровья.
- Это, конечно, проблема. Но мы стараемся как можно чаще проводить проверки на таких предприятиях.