В тот день, когда Иванов прилетел на родину портвейна, на побережье Атлантического океана начался проливной дождь. И это можно было бы принять за дурной знак, если бы не тот факт, что жители Португалии уже год страдают от сильнейшей засухи. То, что дождь и российский министр обороны связаны между собой, стало окончательно ясно, когда Сергей Иванов под звуки российского гимна появился на плацу старинного форта Сан Жулиау Да Барса недалеко от Лиссабона для встречи со своим португальским коллегой Луишем Амаду, - сильнейший ливень стих, и выглянуло солнышко.
Дружбу российских и португальских военных крепкой не назовешь. После 88 лет полной отчужденности отношения стали налаживаться только сейчас. В прошлом году впервые корабли Балтийского флота посетили местную военно-морскую базу. Этим летом португальские моряки нанесли ответный визит в Санкт-Петербург. "По линии наших министерств подписан план двустороннего сотрудничества. Кроме того, Россия время от времени предоставляет португальским самолетам транзитный коридор для пролета в Афганистан, где находится небольшой контингент военнослужащих этой страны", - сообщил Иванов. А в начале следующего года корабли ВМФ России и ВМС Португалии будут учиться взаимодействовать в рамках антитеррористической программы НАТО в Средиземном море.
Иванов специально прилетел в Португалию на день раньше, чтобы осмотреть местные достопримечательности: крепость "Сао Жоржио", самый большой в Европе океанариум и самую западную точку Евразии - мыс Рока. Здесь за 6 евро можно получить памятную грамоту с датой посещения места "где кончается земля и начинается море". Приобрел ли такую грамоту министр, неизвестно.
После Лиссабона Иванов отправился во Францию, на 5-е заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности. Кроме него туда прибыл и министр иностранных дел РФ Лавров, который встретился со своим французским коллегой Филиппом Дуст-Блази. Мужскую компанию разбавила единственная женщина - министр обороны Франции Мишель Альо-Мари, совершенно гражданский человек - она была мэром одного из городов.
Альо-Мари попеняла российским министрам по поводу явного дисбаланса в отношениях России с НАТО и Евросоюзом. Министр обороны РФ Сергей Иванов галантно защищался: "Россияне используют много французских слов, французы - много русских, но никто не использует одно слово - "соперничество"... У нас сложились зрелые отношения с Францией в сферах военного и военно-технического сотрудничества". Он напомнил о совместных учениях, обмене делегациями, а также упомянул новую сферу возможного приложения сил - контакт по линии европейского оборонного агентства. Оно занимается разработкой перспективных образцов оружия и боевой техники. "Недавно агентство заключило договор с Канадой, не являющейся членом Европейского союза, - заметил министр. - Это внушает надежду, что и Россия сможет в будущем заняться с ним совместной работой".
Французы не скрывали, что их интересуют замыслы США в Центральноазиатском регионе. "О планах создания новых баз мне ничего не известно, - сообщил Сергей Иванов. - Вопрос о базах является вопросом суверенитета каждого из государств региона". Он напомнил, что ряд центральноазиатских стран является участниками Организации Договора о коллективной безопасности. "В случае принятия таких решений, согласно уставу ОДКБ, они обязаны согласовать их и учитывать интересы России", - напомнил глава Минобороны РФ.
Приятным моментом встречи стало обещание французской стороны признать недействительными иски компании "Нога". Единственный вопрос, в котором мнения министров не совпали, так это в отношении событий в Андижане. "У нас единые оценки относительно трагичности событий в Узбекистане, но разные подходы к их подоплеке. Есть известные факты. Происшедшие там демонстрации были немирными. Это было вооруженное выступление", - сказал Иванов. Министр обороны РФ признал, что у России нет монополии на влияние на пространстве СНГ, эти страны должны сами определять критерии демократии, но политические изменения должны происходить естественным путем, а не под давлением толпы.