Когда полиция заходит в тупик в расследовании преступления, она обращается к осведомителям. В особых случаях проводятся даже своеобразные аукционы доносов, когда в открытую объявляется награда тому, кто сообщит точную информацию о преступлении. После убийства американского студента в пивбаре в Катовицах полиция, пообещав солидную премию, получила массу сообщений, одно из которых точно указывало место пребывания преступника в горах, где он и был взят. Привлеченный очередной наградой осведомитель выследил недавно в тех же Катовицах педофила.
По закону каждый гражданин обязан поделиться с органами дознания сведениями о совершенном преступлении. Но он сначала предпочитает узнать, сколько эта "услуга" будет стоить, а уж потом продать информацию. И полиция обычно не отказывается платить, так как во многих случаях это обходится дешевле, чем поиск преступников на ощупь.
На рынке доносов, кроме полиции, активно работают службы госбезопасности, контрразведка, военная жандармерия, пограничная стража, таможенные и налоговые инспекции, редакции, детективные агентства. Обширный спрос рождает соответствующее предложение.
У каждого потребителя на этом рынке свои способы получения информации. К примеру, пограничная стража, чтобы завлечь осведомителей, на бортах своих автомобилей пишет номера телефонов доверия. Благодаря полученным по ним сообщениям недавно были задержаны четыре десятка иностранцев, которые занимались нелегальной торговлей. Информацию о нежелательных конкурентах сообщили лица, торгующие на базарах легально. Лучшей платой им было избавление от конкурентов. Постоянно доносят мелкие нарушители закона - за прощение грехов.
Ценовая политика на рынке доносов только складывается. За вознаграждение, полученное в полиции, не каждый осведомитель будет расписываться, боясь мести преступников. Таким приходится платить из оперативных средств. В повседневной полицейской практике, как разузнал еженедельник "Политика", плата за конфиденциальную информацию редко превышает 1000 злотых (до 250 евро). Но за особо ценный донос гражданин может получить от 5 до 15 тысяч злотых. Ставка возрастает многократно, если помощь оказана в раскрытии особо дерзких преступлений. По сведениям полиции, были выплаты, достигавшие 100 тысяч злотых. Это за "выстрел в десятку", как в случае, когда был выдан убийца американского студента.
Профессионально организованная сеть осведомителей дает гораздо больше, чем тома анонимок, большинство которых написано из мести, зависти, ревности, или авторизованные донесения, рассчитанные на легкий заработок, считает исследователь этой темы профессор Варшавского университета Б.Холыст.
Донос может ударить бумерангом по адресату. Несколько лет назад М.Кемпский, тогдашний краковский воевода, призвал обывателей доносить на коррумпированных чиновников, для чего была открыта анонимная инфолиния. В ходе показательной акции обыватели засыпали администрацию доносами на всех и вся. На проверку этой информации были брошены правоохранители со всего региона, и в итоге осталась горстка сведений, имевших какое-то значение. По иронии судьбы среди доносов, получивших подтверждение, оказались и данные о серьезных злоупотреблениях лиц из ближайшего окружения воеводы, после чего тот вынужден был подать в отставку. Рубанул сук, на котором сидел.
В прежние времена доносы адресовались главным образом местным партийным комитетам. Практика последних лет показывает, что поляки мало доверяют властям низкого уровня, норовят обратиться повыше, а там большинство материалов оседает в архивах. В канцелярии президента говорят, что занимаются только подписанными письмами, а это лишь 15 процентов корреспонденции.
Доносить вроде бы нехорошо, но немалая часть населения доносит, особенно охотно за плату. Рынок развивается.