КОВЧЕГ СПАСЕНИЯ

Ваше Высокопреосвященство! Можно ли православному мирянину заниматься политикой или он должен

Ваше Высокопреосвященство! Можно ли православному мирянину заниматься политикой или он должен избегать этого как дела нечистого и небогоугодного?
(Валерий Нечипоров, Ставрополь.)
- Можно привести множество примеров благотворной политической деятельности христиан в российской истории. Все благоверные цари и князья, которых наша Церковь прославила в лике святых, так или иначе занимались политической деятельностью. В "грязное дело" превращают политику сами люди в том случае, когда в своей деятельности руководствуются не представлением о духовном и материальном благе народа, а личными своекорыстными целями или интересами различных групп влияния, что искажает смысл и содержание государственной и политической деятельности как общественного служения. Священноначалие Церкви не дает специального благословения мирянам на создание политических партий и участие в политической борьбе, не благословляет вести эту борьбу от имени всей церковной Полноты, потому что Церковь является ковчегом спасения для всех людей без различия их политических позиций (само слово "партия" происходит от латинского "pars", что значит "часть"). То есть, участвуя в политической жизни государства, миряне делают это самостоятельно. Однако должен сказать, что это ни в коем случае не обесценивает содействия православных мирян благим начинаниям государства, их деятельности по установлению в обществе социальной справедливости, достижения всеобщего мира и процветания.
Среди некоторых священников бытует мнение, что православным не следует уподобляться протестантам в их навязывании своего вероучения людям. Почему возникают такие настроения?
(Иван Скуридин, Воронежская область).
- После того, как в первые годы после краха коммунистической системы храмы оказались переполнены вновь пришедшими людьми (последствие многих десятилетий духовного голода!), могло показаться, что так будет всегда, что достаточно "держать двери открытыми", и дело христианской миссии будет совершаться само собой. Но вот времена изменились, первоначальный голод утолен - и что же дальше? А дальше - каждодневный труд, к которому, как оказалось, были готовы далеко не все пастыри. Ныне, на мой взгляд, требуется весьма непривычное для православного священника делание. Он должен выйти за ограду храма и отправиться во внешний мир: на улицу, на вокзал, в электричку, на перекрестье дорог... Идти навстречу человеку и учить, как апостолы учили: "Шедше убо научите вси языцы..." А для этого необходимо изменить привычный взгляд на природу и внутреннее содержание миссии. От нас требуется осознание той истины, что миссия далеко не исчерпывается проповедью в привычной, уютной и милой нашему сердцу обстановке православного прихода. Арена нашей битвы - жесткое и нередко враждебное пространство современного мира, где нас могут ожидать и непонимание, и раздражение, и сомнение, и насмешки, и разочарование. Именно в этой, столь еще непривычной для нашей проповеди и мало комфортной среде мы должны научиться свидетельствовать Слово Божие.
Уважаемый Владыка! Сейчас нередко говорят, что молодежь всеми брошена на произвол судьбы и никому не нужна. Порой не исключение и церковная молодежь - куда ей пойти вне храма, чем заняться?
(Зоя Росликова, Хабаровский край).
- Надо использовать свойственную молодежи тягу к общению для создания при храмах крепких молодежных объединений, активно вовлекая их в приходскую жизнь. Где-то можно создать молодежный православный клуб, где-то - творческие студии, кружки художественных ремесел. Практиковать молодежные собрания. Тогда люди потянутся к нам сами. Я знаю, о чем говорю, ибо могу оценивать опыт возвращения людей к Православию из протестантизма, из всевозможных сект. Эти люди сегодня говорят нам: почему же ничего подобного у вас раньше не было, когда мы искренне пытались войти в православную жизнь, но нас никто не поддержал? Сложись все иначе, может быть, мы никогда и не ушли бы от православных...
Стоит и о молодежных спортивно-паломнических лагерях подумать, и реставрационные бригады попробовать создать - все зависит от наличия сил, энтузиазма организаторов, материальной базы. Важно лишь, чтобы молодые не противопоставлялись старшим членам прихода, чувствовали себя членами единой церковной семьи - востребованными, полноправными ее членами. Вот тогда на приходе у священника появятся многочисленные и энергичные помощники, на недостаток которых так часто жалуются пастыри.