РЕЙД МОИСЕЯ

Что говорит Библия об исходе еврейского народа из Египта? Моисей, родившийся и сорок лет проживший в Египте, был вынужден бежать оттуда, потому что убил издевавшегося над евреями надсмотрщика. Он пересек пустыню и поселился в землях племени Мадиам. Будущий пророк женился на дочери священника, завел детей и жил здесь до восьмидесяти лет, пока Бог не приказал ему идти в Египет выручать народ израильский из неволи. Явившись к фараону, Моисей попросил его отпустить евреев на три дня в пустыню помолиться. Фараон отказал, за что Бог наслал на его государство "Десять казней египетских", которые убедили фараона в том, что просьбу надо удовлетворить. Но когда евреи уже подходили к границам Египта, Красному морю, властитель передумал и послал вдогонку войско. Воды моря расступились, пропустили беглецов, а затем, сомкнувшись, потопили шедших следом египтян. После было путешествие до горы Синай, где Моисей получил от Бога десять заповедей, и сорокалетнее блуждание по пустыне, пока преемник пророка, Иисус Навин, не привел евреев в Землю обетованную.

Однако краснодарец Михаил Михайлович Севастьянов дерзнул по-своему прочесть библейский "Исход". По образованию он экономист, но большую часть жизни работал экскурсоводом. Кроме истории, у Михаила Михайловича есть еще одно серьезное увлечение. Вместе со своими детьми Мишей и Марией он ведет переписку с главами ряда государств, политиками мирового масштаба, монархами, собирает их фотографии и автографы.
Теперь мы можем обратиться к "библейским размышлениям" Михаила Михайловича. Он говорит:
- На мой взгляд, в Библии описания реальных событий перемешаны с литературными, религиозными мифами. Первую ее часть - Ветхий Завет - стали создавать в IV-V веках до Рождества Христова. Тогда в единое целое компоновалось множество свитков, в которых описывались история, литература, религия, культура, поэзия израильского народа.
Я полагаю, что вторая библейская книга "Исход" родилась из соединения в основном содержания двух свитков: описания реальных событий неким их свидетелем, во-первых, и легенды о жизни Моисея, написанной один-два века спустя, когда израильтяне уже жили в Палестине, во-вторых... Я старался вычленить именно "записки очевидца". И вот моя версия "Исхода" - в самом сжатом виде.
В тринадцатом веке до нашей эры в Северной Аравии жили племена кочевников-пастухов, которые называли себя "Израиль". Время от времени они попадали в рабство в Египет. Немало их было занято на строительстве новой столицы государства, города Раамсес. Некоторым удавалось бежать, и они скрывались на границе Египта, в окрестностях Горьких озер близ Красного моря. Этот участок границы, который еще называли Камышовым морем, считался непроходимым, а потому не охранялся. Но обитавшие здесь беглые рабы знали тайные тропы и могли переправляться на другую сторону озер.
Несколько таких беглецов добрались однажды до израильских племен и предложили им совершить набег на Раамсес. В тот момент фараон Мернептах с войском был в Ливии, и столица оставалась без охраны. Мобильный отряд воинов-израильтян, возглавляемый молодым вождем левитов Моисеем, незаметно подошел к Раамсесу. Ночью воины перебили охрану лагерей, где содержались рабы-израильтяне, и освободили соплеменников. Вместе они напали на город. Было убито много египтян, разграблены храмы.
...Израильтяне уже начали переход по броду, когда их настиг передовой отряд египетского войска на колесницах. Однако предыдущей ночью с озер дул сильный восточный ветер, нагнавший воду на песчаный берег, и узкие колеса тяжелых колесниц сразу же увязли в мокром песке. Оказавшись на открытом пространстве, египетские воины стали легкой добычей для засевших в камышах лучников и пращников врага. Подошедшие сюда через некоторое время пехотинцы фараона обнаружили лишь трупы своих соотечественников. Озера впереди были затянуты пеленой дыма: отходя, израильтяне подожгли камыш, чтобы скрыть местонахождение брода...
Для транспортировки сокровищ израильтяне захватили местных жителей, среди которых оказались писцы и жрецы из египетских храмов. Позже один из пленников, возможно, писец Ор, упоминаемый в Библии как ближайший соратник Моисея, записал историю похода. Через некоторое время пленники-ученые создали школу писцов, обучив израильтян египетской грамоте (у самих кочевников ее тогда не было). И это позволило сохранить описание исхода евреев из Египта до наших дней.
... Мне остается добавить, что по своей версии библейских событий Михаил Севастьянов пишет и киносценарий, который собирается предложить вниманию самого Стивена Спилберга. Как знать, возможно, знаменитый режиссер заинтересуется и мир увидит кинобестселлер "Секрет Моисея".
ЧУДО ИСХОДА
Версию Михаила Севастьянова комментирует известный российский библеист Дмитрий ЩЕДРОВИЦКИЙ, автор фундаментального труда "Введение в Ветхий Завет".
Начиная с 1994 года Московский центр традиционного и современного образования "Теревинф" выпустил в свет первые три тома "Введения..." (всего их будет восемь): "Книга Бытия", "Книга Исход" и "Книги Левит, Чисел и Второзакония". Капитальный труд создается Д.Щедровицким на основе учебных курсов по библеистике, прочитанных им на филологическом факультете МГУ в рамках Университета истории культур и в ряде духовных учебных заведений.
- Во все века Библию по-своему толковали люди самых разных мировоззрений. И многим кажется, что разгадка тайн "Книги Книг" лежит на поверхности. Оперируя не духовными, а сугубо материалистическими, "зауженными" представлениями, они мнят, что проникли в истинное содержание библейских событий. Но настоящих верующих такие толкователи смутить не могут, потому что человек духовный и сердцем, и разумом постепенно постигает высокий, непреходящий смысл библейского повествования.
Чудо Исхода из Египта продолжает из века в век тревожить умы и вдохновлять сердца. Народу, спасенному от рабства и уничтожения, Бог вручил не только Десять заповедей - непреходящие основы нравственности, но и предписания о наилучшем устройстве всех сторон жизни духовной и телесной, личной и семейной, хозяйственной и государственной. Впервые в истории было заповедано, чтобы человек над человеком "не господствовал с жестокостью", однажды и навсегда было сформулировано главное правило бытия осмысленного и счастливого: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Книга Левит 25, 43 и 19, 18).
История Исхода занимает важное место в мировоззрении трех великих монотеистических религий. Для Иудаизма Исход - это начало жизни народа по Божьим заповедям. Для Христианства Исход - прообраз спасения Церкви из "Египта духовного". Для Ислама Исход - свидетельство Божьего вмешательства в историю ради восстановления справедливости на Земле.
В песнопениях Православной церкви звучат такие слова: "Воды древле манием Божественным во едино сонмище совокупивый, и разделивый море израильтеским людем, Сей Бог наш препрославлен есть..." Какое событие вспоминает при этом Церковь? Великое чудо разделения волн Чермного (Красного) моря перед трехмиллионным народом, исшедшим из Египта? Или, как полагает Михаил Севастьянов, эпизод бегства небольшого отряда "кочевников-пастухов" от египтян, бегства, которое удалось лишь по случайному стечению обстоятельств?..
Вот главный вопрос, встающий при изучении истории Исхода: участвовал ли в этих событиях Всевышний? Имели ли место чудеса, сопровождавшие величайшее Синайское Богоявление, дарование Закона жизни?..
Скажем пару слов об археологии. В египетских папирусах, прежде всего в "Папирусе Ипувера", хранящемся в Лейденском музее Нидерландов, найдены свидетельства, совпадающие с библейским описанием Десяти казней, постигших Египет: это превращение нильской воды в кровь ("река превратилась в кровь"); мгновенное уничтожение урожая ("ни одного плода, ни одной травинки не найти"); "тьма Египетская" ("никто не выходил из дворца... Ни люди, ни боги не могли видеть лиц своих соседей"); смерть первенцев ("воистину, княжеских детей швырнули об стены")... Обнаружено и древнеегипетское свидетельство о гибели фараона-преследователя в море: "Его величество прыгнул... в водоворот". Открыто немало и других как письменных, так и вещественных подтверждений библейских сведений об Исходе.
В свете сказанного представление автора изложенной выше версии разбираемых событий о камыше, "подожженном израильтянами" и оставившем дымный след, это, мягко говоря, довольно беспомощная попытка "материалистически осмыслить" сказанное в Библии: "Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им..." (Книга Исход, 13, 21).
Мог ли локальный эпизод истории столкновений кочевых племен с египетскими войсками (как рассматривает эти события автор из Краснодара) лечь в основу великой духовной цивилизации, давшей начало трем мировым религиям? Могли ли события такого рода, имей они столь частный и преходящий характер, благоговейно передаваться из рода в род, наполняя миллионы сердец трепетом и благодарением Богу-Избавителю? Есть ли подобные примеры в мировой истории? "Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли какой народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты?.. Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет еще кроме Него" (Книга Второзакония, 4, 32-35).
Когда и кем был записан текст Пятикнижия - первой и древнейшей части Библии? Согласно Священному Писанию, самим Моисеем после Исхода: "Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца" (Книга Второзакония, 31, 24). Возражая Михаилу Севастьянову, зададим вопрос: почему Пятикнижие не могли "создавать в IV-V веках до Рождества Христова"? Да хотя бы потому, что самаритяне - сохранившаяся небольшая община потомков жителей Израильского царства - имеют древнейшие свитки Пятикнижия (Торы), по содержанию идентичные иудейским (т.е. принадлежащим потомкам жителей царства Иудейского). Две общины иудеев и самаритян разошлись и стали враждовать уже в VI веке до Рождества Христова, после возвращения иудеев из Вавилонского плена. А следовательно, наличие у обеих общин одинаковых по содержанию свитков Торы - свидетельство того, что текст ее был завершен по крайней мере до Вавилонского плена (начавшегося в 586 г. до н.э.). А недавно израильскими археологами были найдены фрагменты Пятикнижия на серебряных амулетах, изготовленных в IX-VIII веках до н.э...
Кстати, о мнении краснодарского автора, согласно которому Тору записали "египетские жрецы". Как известно, древние египтяне пользовались иероглифическим ("рисуночным") письмом. В то же время древние евреи были носителями первого в мире алфавита палеоеврейского, или еврейско-финикийского, к которому восходят практически все современные буквенные системы письма. Таким образом, жрецы-иероглифописцы, вопреки мнению автора вышеизложенной "версии", не могли иметь прямого отношения к составлению Пятикнижия.
Нет, Пятикнижие Моисея, возвышенная и глубоко человечная мораль которого никак не вытекала из строя древнеегипетского мировоззрения, не было составлено египетскими жрецами. Его содержание и форма были ниспосланы непосредственно свыше: "Ибо Господь дает мудрость; из уст Его знание и разум" (Книга Притчей Соломоновых, 2, 6).