ГРЕМЯ ОГНЕМ,

Дважды с интервалом всего в несколько дней в российских водах случились опаснейшие инциденты. Оба раза в прицелах пограничников РФ оказывались суда под иностранными флагами. После подобных происшествий, как правило, следуют дипломатические конфликты. Однако на сей раз никаких официальных демаршей из-за рубежа не последовало. Что лишний раз доказывает правомерность решительных действий российской стороны, вынужденной пойти на крайние меры в защите своих экономических интересов.

Вначале выстрелы прозвучали в Охотском море. 11 октября с российского патрульного судна "Пагелла" были обнаружены браконьеры неизвестной национальной принадлежности. Ни одного опознавательного знака на их борту не было. Они стали резво уходить от преследования, не обращая никакого внимания на требования стражей границы остановиться для досмотра. Пришлось поднимать на перехват пограничный самолет АН-72. Но и две предупредительные очереди с воздуха не заставили беглецов застопорить ход. Тогда летчики вынуждены были стрелять на поражение. Попадания снарядов в рубку и в палубу все же образумили браконьеров.
Выяснилось, что любители чужой рыбки вообще-то плавают под флагом Гондураса, а приписаны к одному из портов США. Самое примечательное же в том, что капитаном у них был наш соотечественник. Не исключено, именно этим объясняется особая дерзость действий браконьеров. Ведь, как сообщили "Труду" в Федеральной пограничной службе РФ, за девять месяцев нынешнего года за разного рода нарушения пограничники России оштрафовали более 1100 капитанов. Из их 1050 - россияне.
Судно-нарушитель в понедельник под конвоем доставили в Петропавловск-Камчатский для разбирательства.
Как в детективе, минувшим воскресеньем развивалась и другая пограничная погоня - на Черном море. Там, правда, название и принадлежность судна-нарушителя были известны с самого начала. Огромный турецкий сухогруз "Хичи-Халмейбек", длиной в 180 метров, в Новороссийске принял на борт 22 тысячи тонн цемента. Остались формальности: заплатить портовые сборы в сумме порядка 15 тысяч долларов, и - домой, в Стамбул. Видимо, капитан сухогруза решил сэкономить деньги своей фирмы. Под покровом темноты в ночь на 16 октября сухогруз по-тихому снялся с якоря и двинулся восвояси. Это отметили сразу несколько наших пограничных застав, осуществлявших радиолокационный контроль за морем. На запросы пограничников турок-капитан не отвечал. Тогда следом погнался российский сторожевой корабль. На световые и звуковые сигналы - никакой реакции. Пограничники дали предупредительный залп из 30-миллиметровой автоматической артиллерийской установки. Но бегство сухогруза продолжалось, тем более что рядом уже были украинские территориальные воды.
Момент истины настал, когда снаряды вспороли обшивку сухогруза вначале в носовой, потом в кормовой части - там, где людей быть не должно. Случилось это уже в Керченском проливе. Только тогда "Хичи-Халмейбек" встал на якорь, и на его борт поднялась досмотровая группа.
Примечательная деталь. Оказалось, украинцы по радио предупредили турок, что укрывать их у себя не намерены. Этот факт был с благодарностью воспринят Федеральной пограничной службой России еще и потому, что подобного единства с братьями-славянами раньше достичь удавалось не всегда.
Что же касается хозяев турецкого сухогруза, то им, очевидно, придется сильно раскошелиться. Теперь оплатить нужно не только портовые сборы, но и расходы пограничников на погоню, а также немалые штрафные санкции.