ФИЛИПП ЯНКОВСКИЙ: "МИР НЕ СХОДИТ С УМА ПО РЕЖИССЕРАМ"

Сегодня на экраны выходит новый фильм Филиппа Янковского "Каменная башка". Одну из главных ролей сыграла жена Филиппа - актриса Оксана Фандера, а главную мужскую роль - боксер Николай Валуев. Режиссер рассказал "Труду" о том, как ему работается и живется в своей актерской семье.

- Это не первая картина, в которой вы работаете со своей женой Оксаной Фандерой. Насколько сложно не приносить домой работу и контактировать на площадке?
- Мы уже третью картину делаем вместе, и большой плюс в том, что понимаем друг друга с полуслова, потому что иначе всегда какое-то время уходит на то, чтобы подстроиться друг под друга. А тут, допустим, дома что-то обсудили - и не надо тратить на это время на площадке. Мой учитель во ВГИКе Владимир Наумов и его жена Наталья Белохвостикова работают вместе, так он то же самое говорил: всякое бывает - и плюсы, и минусы. В принципе для меня, наверное, больше плюсов, потому что с близким человеком, с одной стороны, конечно, тяжелее работать, но с другой - большая степень доверия, понимания.
- Ваша жена - актриса. Сын Иван теперь уже тоже актер. Часто ли вы дома говорите о кино?
- Стараемся не говорить, иначе можно сойти с ума. Тем более что и родители актеры. Мы как-то дозируем. Вот давайте об искусстве поговорим. Поговорили? А теперь давайте жить нормальной человеческой жизнью. Мои друзья-спортсмены, да и Коля (Валуев. - "Труд"), тоже рассказывали, что они дома о спорте не говорят. Жизнь все-таки заключается в других вещах.
- Сын просит у вас совета?
- Сын сейчас учится в ГИТИСе на актерском факультете, он тоже загорелся кино. Хотя мы его не подталкивали, хотели, чтобы он свой выбор сам сделал. Он дебютировал в картине "Индиго". Мы с Оксаной волновались, пришли на премьеру, и надо сказать, что это достойная работа. Для первой роли нормально, но дальше надо учиться.
- Расскажите о том, чем занимается ваша дочь Лиза. Она, кажется, вообще никуда не ходит...
- Знаете, я ее, как и Владимир Владимирович Путин своих дочерей, оберегаю от внимания. (Смеется.) Ей пока 13 лет, она учится в школе, растет хорошей и умной девочкой. Потом придет и ее время.
- Олег Иванович высказывает вам свое мнение, критикует?
- Так, чтобы критиковать, - нет. Слава богу, у меня все картины достаточно успешные. Не критикует, скорее анализирует. Вот на этой картине я начал какие-то вещи делать, которыми раньше не занимался. В силу возраста. Психологическая драма, отношения, состояния - такие вещи приходят с опытом, и они требуют анализа.
- Легко ли быть сыном замечательного актера? Вам вообще помогало или мешало ваше происхождение?
- Иногда мешало, потому что внимание не связано с тобой лично. Но у кинематографистов не так все было запущено. Есть люди, которым сложнее: вон дочкам президента выйти нельзя, их никому не показывают, у них вообще никакой жизни нет. Но в принципе, естественно, повышенное внимание не всегда приятно: в школе 10 человек прогуляли, а виноват ты. (Смеется.)
- Филипп, скажите честно, поклонницы одолевают? Или, скажем, актрисы, жаждущие у вас сниматься?
- Что касается актрис, то я снимаю только тех, кто непосредственно подходит на роль. Приоритета - мол, это моя жена, друзья или семья - у меня нет. Поскольку я в этом мире с детства живу, я бы сошел с ума, а в моих фильмах играли бы только друг Федя Бондарчук и мой папа. Сумасшедшие фанаты бывают у актеров, певцов. А я режиссер, мир с ума по кинорежиссерам не сходит, слава богу, и я живу довольно спокойно. Тут недавно ехал в Петербург в одном поезде с Игорем Николаевым, пошли в вагон-ресторан, и я увидел, что такое популярность.
- Вы хотите сказать, что у вас автографы не берут?
- Берут, но мой автограф нужен людям, которые приходят на мой фильм, например. А на улице редко.
- Скажите честно, вы сами брали у кого-нибудь автограф?
- Брал. Например, у Фрэнсиса Форда Копполы. Он как-то приезжал на премию "Золотой орел". Это тоже мой любимый режиссер. Я считаю, что на меня очень повлияли его картины. Никакого стеснения у меня не было: взял из дома диски, подошел к нему, представился. То, что он мне написал, я до сих пор храню.
- Вы часто появляетесь на страницах журналов. То вы с Оксаной самые стильные, то самые красивые...
- Это же не мы. Это нас выбирают. Мы не можем ничего с этим поделать. (Смеется.) Правда, у читателя может сложиться впечатление, будто наша жизнь состоит только из походов на вечеринки и светские мероприятия, а это в году раза два бывает.
- А как реагируете на ярлыки "самый сексуальный" и так далее?
- Я не был самым сексуальным. (Смеется.) Мне как режиссеру больше нравится делать из людей секс-символов. Хабенский, например, после "В движении" стал секс-символом.
- А Валуев станет?
- Это женщинам решать. А я буду рад, что тоже приложил к этому руку.
- Филипп, вы много говорили о том, что Валуев - настоящий профессионал, однако каким бы актером он ни был, все-таки постановка в кадре, свет и многие другие вещи ему были неизвестны. Тяжело было работать?
- Да, действительно пришлось столкнуться со многими проблемами. Мы не берем сейчас работу с непрофессиональными актерами, это отдельный тяжелый труд. Мы столкнулись с проблемой громадных размеров Коли - он такой большой человек! В буквальном смысле: его рост 2 метра 15 сантиметров. А вес, по-моему, 150 килограммов. Кажется, что в нашей картине нет спецэффектов, на самом деле они есть. Мы делали специальные ящики для оператора, которые выстраивали по ходу движения героя, иначе картина была бы вся снята снизу вверх.
- Есть ли планы поработать с Олегом Ивановичем?
- Планы есть, но они очень нечеткие. Мне хочется поработать с отцом над серьезной ролью. А драматического материала пока нет. Был проект с Акуниным, где Фандорин уже в возрасте, но насиловать писателя нельзя. Пока нет этого героя. Может, Акунин переболел Фандориным, может, напишет позже. А так интересно было бы, безусловно. l