ПЕДИКЮР ДЛЯ БЛОХИ

Лавры легендарного тульского Левши не дают покоя его земляку Николаю Алдунину. Блоху подковать? Одной левой! Танк размером в два миллиметра сделать? Легко! Корреспондент "Труда" побывала в мастерской удивительного мастера, микроминиатюры которого выставлены в известных музеях страны и частных коллекциях.

...Такое не разглядишь невооруженным взглядом. В обычном игольном ушке - целый караван из восьми верблюдов высотой всего лишь 0,028 миллиметра (28 микрон) каждый. Три величественные пальмы стоят у них на пути. Весь этот пейзаж выполнен из золота 999-й пробы и особым образом закреплен в игольном ушке. Рассмотреть композицию можно только с помощью микроскопа.
- Приходится делать все буквально между ударами сердца, - рассказывает Николай Алдунин. - Ощущается даже движение крови в пальцах. За время работы над композицией надо сделать огромное количество движений, каждое из которых может испортить работу. Поэтому очень важен душевный настрой, умиротворенность. За последние годы я стал очень спокойным человеком.
А началось все несколько лет назад, когда Алдунину, работавшему тогда токарем на заводе в Алексине Тульской области, пришла в голову мысль подковать блоху. "Просто захотелось попробовать сделать нечто новое", - вспоминает Николай. Горы специальной литературы, изучение материалов, подготовка инструментов - два года будущий мастер готовился стать настоящим тульским левшой. Задуманное удалось: через три месяца на крохотных лапках с трудом пойманной блохи были закреплены золотые подковы весом 0,00000004 грамма каждая. Николай Алдунин даже превзошел в технике легендарного мастера. Его блоха щеголяет искусно сделанным педикюром, а ее задние лапки даже подверглись депиляции - с них были удалены все мельчайшие волоски.
За пять лет творчества Алдунин изготовил немало по-настоящему удивительных миниатюр. Среди них - крошечный танк Т-34, который легко поместился в яблочном семечке. Его длина - два миллиметра, а состоит он ни много ни мало из 257 деталей - правдоподобие максимальное. "Разве что не стреляет", - улыбается мастер. Работа была посвящена 60-летию победы в Великой Отечественной войне.
Есть в миниатюрном оружейном арсенале Алдунина и другие образцы боевой техники. Например, автомат Калашникова, длина которого 1,625 миллиметра, а состоит он из 34 деталей. Или примерно такая же по размеру винтовка Мосина. Любовь к оружию у туляков в крови.
Мастерская Николая Алдунина - это просто комната в обычной квартире. Кругом стерильная чистота: пыль - злейший враг столь тонкой работы.
Особое внимание - инструментам. Порой на их изготовление уходит больше времени, чем на сами миниатюры. Несколько часов мастер вытачивал напильник, чтобы сделать одну деталь для модели, тогда как изготовление самой детали заняло менее минуты.
Есть и другие сложности. Детали композиций настолько малы, что могут просто улететь от малейшего колебания воздуха и температур.
- Теряются, конечно, не без этого, - рассказывает мастер. - Я две недели обрабатывал рукоятку от винтовки Мосина, вложил в нее столько труда! Можете представить себе мое состояние, когда она исчезла от какого-то дуновения ветерка?!
Работы Николая Алдунина востребованы и пользуются коммерческим успехом. Их с удовольствием покупают и музеи (например, Тульский музей оружия, Политехнический музей в Москве), и частные коллекционеры. Только вот сам мастер неохотно расстается со своими творениями:
- Я вкладываю в них лучшую часть своей души. Поэтому чувствую себя Иудой, когда приходится продавать миниатюры.