Деревянные суда простояли на прибрежном песке все это безумно жаркое лето, сильно рассохлись. Теперь приходится ремонтировать киношную флотилию. Как всегда, спохватились в последний момент. До нынешних съемок оставалось меньше месяца, когда на прорыв пошли современные казаки из Кичкасского полка Запорожской казацкой флотилии. Хлопцы сами заменили конопатку, заделали подводную часть, обсмолили бока, сейчас ставят мачты.
- Мы даем 15 человек, каждый умеет ходить под парусами, - говорит будущий капитан одной из "чаек", наголо побритый подъесаул Кичкасского казачьего полка Илья Чичиков. - Зимой головы не брили, потому что были в шапках. Теперь приходится перевоплощаться полностью. Чубы-оселедцы обещают приклеить перед самой съемкой.
Сегодня на Хортицу прибывает исполнитель главной роли Богдан Ступка. Запорожцы называют его не иначе как Тарас Сильвестрович. В конце августа на запорожской земле он открывал международный кинофестиваль "Бригантина". Фестиваль совпал с днем рождения мэтра. Делегация "Беларусьфильма" презентовала Ступке бутылку в форме автомата Калашникова, доверху наполненную горилкой. Именинник прямо на сцене глотнул из дула. Украинская товарная биржа подарила "батьке Тарасу" коня. Специальная порода весом в тонну, способная нести тяжело вооруженного всадника. Герой вечера взобрался в седло с большим трудом.
Из Запорожья кинофестиваль "Бригантина" переместился в азовский Бердянск, где Ступке и другим актерам по-настоящему повезло. Основные мероприятия должны были пройти на Приморской площади города-курорта. В тот же день к берегу напротив площади волны прибили 200-килограммовую немецкую донную мину времен Великой Отечественной войны. Случись взрыв - на бердянской набережной могло погибнуть много людей. Море штормило, и саперы едва справились с опасной находкой.
Избежав большой беды, творческая группа "Тараса Бульбы" убеждена: теперь все сложится удачно. Летние эпизоды, связанные с Запорожской Сечью, отодвинуты на середину сентября. График нарушил голливудский спец по батальным сценам Ник Пауэлл, известный блестящей работой над "Гладиатором" и "Последним самураем". Он имел только два свободных месяца, июнь и июль. Именно тогда пришлось начать сражения в крепостной цитадели Каменец-Подольского, а это больше половины фильма. Небывалый темп баталий соответствовал 37-градусной жаре. Богдана Ступку в кольчуге обливали из поливочной машины. Однажды он упал в обморок. Говорят, стало плохо с сердцем, хотя сам артист факт сердечного приступа категорически отрицает.
Зато Михаил Боярский действительно сломал палец. Но разве обратит внимание на подобную чепуху героический запорожский лыцарь Мосий Шило! Боярскому удалось удивительное перевоплощение. Записной мушкетер предстал крутым "казарлюгой" - чуприна бритой головы, длинные седые усы, меховая безрукавка на голое тело, большой крест на груди. И, конечно, пистоль и сабля за широким поясом. С саблей самая большая проблема. Ник Пауэлл беспрерывно напоминал отечественному Д'Артаньяну, как пользоваться этим грозным оружием. В отличие от шпаги, потребовались другие приемы, более того - совершенно иная психология боя.
Отвоевав первый этап "Бульбы", Михаилу Боярскому пришлось еще раз взять в руки шпагу на августовских съемках "Сокровищ кардинала Мазарини". Во Львове режиссер Юнгвальд-Халькевич закончил многосерийную эпопею о мушкетерах короля. И вот снова не до фигур Марлезонского балета. Запорожская Сечь поднимается рубить и резать ляхов. Казак Мосий Шило идет за Днепр, в кровавый и беспощадный поход.