Чтобы узнать о них, журналисту "Труда" понадобилось пройти несколько кордонов защиты вокруг столичной гостиницы "Балчуг", где прессе назначили встречу. Так совпало, что в этот же день сюда заселился звездный музыкант (и большой привереда) Элтон Джон, тщательно оберегающий свое уединение. Во всяком случае, вашего покорного слугу посадил в лифт и сопровождал до самого конференц-зала внушительного вида атлет в черном костюме, тщательно следивший, чтобы представитель печати не просочился в нежелательном направлении.
Зато те, кто собрался в зале, были весьма откровенны. Прежде всего это относится к Галине Вишневской:
- Ну почему я решила продавать собрание? Ушел из жизни Ростропович, а с его уходом кончились и заработки. Сама я давно не пою, а коллекцию нужно содержать - сейчас у меня уже нет для этого возможностей. Конечно, есть дети - это прекрасно, но у них своя жизнь. Вот единственная причина моего решения... Но можете себе представить, как я была счастлива, когда буквально в последний день узнала о готовности господина Усманова. С ним я пока не знакома, но это прекрасно, что отныне русские вещи будут доставлять радость русским людям.
И. о. главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой раскрыл некоторые тайны переговорного процесса. Оказывается, всю предыдущую неделю он, формально находясь в отпуске, производил обзвон российских богачей, ища среди них того, кто согласился бы выкупить коллекцию. Однако те либо не соглашались, либо их кандидатуры вызывали сомнения у аукционного дома "Сотбис" или у семьи Вишневской. Наконец в пятницу вечером трубку взял глава "Газпроминвестхолдинга", хозяин издательского дома "Коммерсант" и многого другого Алишер Усманов...
- Михаил Ефимович, какие юридические гарантии вы получили от г-на Усманова? Ведь устное "да" - это одно, а готовность выложить многие десятки миллионов долларов, подтвердить, что коллекция останется целостной, будет доставлена в Россию и открыта для публики, - совсем другое...
- Знаете, я осмелился задать тот же вопрос самому Алишеру Бурхановичу, и он с некоторым удивлением ответил: но я же даю вам честное слово!.. Вот вы улыбаетесь, а я в этот момент вспомнил пьесы великого драматурга Островского - какой громадный смысл имело в России честное купеческое слово! Конечно, должен поблагодарить и сотрудников "Сотбис", и всех, кто помог буквально за сутки разработать и подписать сложнейший договор между продавцом и покупателем. Надо было учесть огромное количество тонкостей - положения Гражданского кодекса РФ, серию постановлений казначейства, таможенные правила. А еще - принять во внимание законодательство Великобритании, которое сильно отличается от нашего... Проработать вопросы страховки, поскольку аукционный дом застраховал коллекцию только до окончания торгов, т.е. до конца дня 19 сентября. А ведь ее еще надо везти через всю Европу (про маршрут не спрашивайте, все равно не скажу).
Следующий мой вопрос - президенту "Сотбиса" лорду Марку Полтимору:
- На аукцион собралось более 600 человек - не грозят ли вам штрафные санкции за то, что они потратили свое время и средства зря?
- Ни в коем случае. Хотя действительно приехали весьма уважаемые люди со всей Европы, из Америки, Японии, конечно, из России. Знаю, что 4 - 5 человек из них особенно сильно расстроены - имена, понятно, не буду вам называть. Приносим им всем извинения, но должен сказать совершенно откровенно, что с коммерческой точки зрения мы вели себя безупречно и выполнили все временные параметры сделки...
Дополняет глава представительства "Ситбис" в России Михаил Каменский:
- Как только в 10.28 утра по лондонскому времени в понедельник были поставлены подписи сторон на договоре, мы сообщили о нем на информационные ленты, заклеили объявлениями все углы лондонской Банк-стрит, где находятся выставочные залы. До намеченных торгов оставались еще сутки...
Наконец всех интересовало, где же все-таки "поселится" коллекция Вишневской после возвращения в Россию? Сперва Галина Павловна не хотела давать определенного ответа, но под конец встречи неожиданно разговорилась:
- Мне звонил директор Русского музея Владимир Гусев и сказал, что поможет предоставить любой из дворцов Петербурга - Потемкинский, Орловский, Строгановский, Мраморный... Я считаю, что эти вещи смотрелись бы там прекрасно.
С другой стороны, г-н Каменский "по секрету" рассказал, что видел, как во вторник утром директор Пушкинского музея в Москве Ирина Антонова водила под ручку лорда Полтимора по "ее" улице Волхонке и показывала громадный музейный комплекс, где картинам и драгоценным предметам Вишневской тоже было бы очень уютно...