В ту же субботу по первому каналу в цикле "Кумиры" шла передача, посвященная знаменитому теледиктору Игорю Кириллову, ставшему своего рода символом ТВ доперестроечной поры.
Вы спросите: какая связь между этими событиями одного дня? Попробую объяснить. Случившиеся в стране в последние десять-пятнадцать лет крутые перемены больно ударили по интеллигенции. Та часть населения, которая, по определению, должна бы стоять у истоков происходящих в стране реформ, оказалась отодвинутой на задний план, пребывает в забвении и полунищете. А какая-то кучка столичных интеллигентов (которых, признаться, и называть так не очень хочется) вовремя подсуетилась. Эти как служили ушедшему режиму, так же рьяно служат и новому, охотно припадая к руке олигарха, бросающего подачки со своего стола в виде разных премий, грантов...
Этот процесс усугублялся еще и тем, что три из пяти крупнейших телеканалов, активно формирующих общественное мнение, принадлежали в ту пору как раз олигархам: "прикормленные" интеллигенты, появляясь по многу раз на дню в разных телепрограммах, становились "властителями дум". Те, кто не укладывался по своим воззрениям в прокрустово ложе праворадикальной позиции, предавались остракизму.
Сегодня, к счастью, олигархи изгнаны с ТВ, и оно медленно освобождается от прошлых перекосов. Зрителям, да и нам, телекритикам, хотелось бы более скорых перемен: они пока что идут со скрипом, с немалым числом компромиссов и временных отступлений. Тем не менее очевидны, полагаю, некоторые принципиальные изменения. Мне кажется, ТВ все решительнее отходит от односторонней оценки прошлого и, в частности, места в ней интеллигенции. Как бы просит у нее прощения за огульность недавних оценок.
В самом деле, ну чем может привлечь сегодняшнего зрителя концерт песен Визбора и его коллег по бардовской песне? Ведь, честно говоря, по сравнению с творчеством "великой тройки" - Окуджавы, Высоцкого, Галича - их произведения и с поэтической точки зрения, и с музыкальной особым открытием не являются. Показанный по РТР концерт имел не столько художественное, сколько нравственное значение. Он воздал должное порывам, жизненным ценностям целого поколения. Он подтвердил неувядаемость романтического взгляда на мир, в котором главное - не деньги и карьера, а более высокие категории - духовные. Он по-своему обозначил отношение к "новым русским" и всему тому, что с ними связано.
В "Кумирах", в цикле, где в основном фигурируют "бывшие", неожиданно и свежо выглядел И. Кириллов. Он говорит о себе скромно, даже уничижительно: я, мол, из тех мотыльков, что, мелькнув ненадолго, затем уходят в небытие. Но постепенно в его признаниях и рассказах о нем ведущей передачи В. Пимановой встает на редкость привлекательный образ. Преданность своей профессии, высочайшее мастерство - лишь одна, видимая любому внимательному телезрителю, грань этой личности. Ведь Кириллова, который в течение двадцати двух лет руководил дикторским отделом Центрального телевидения, большинство нынешних ведущих и дикторов считают своим учителем. И еще: именно он был тем человеком, кто до последнего дня опекал страдавшую неизлечимой болезнью Анну Шилову, одну из первых советских теледикторш, любимицу миллионов зрителей.
Другую народную звезду - актрису Татьяну Доронину мы увидели в минувший четверг, в день ее рождения, в передаче "Дата" (ТВЦ). Конечно, та искренняя теплота и подлинный восторг, с какими встречал ее ведущий, актер из Питера Андрей Ургант, в какой-то степени шла от того, что именинница знала его еще с совсем юных лет. Но мне кажется, главным в превосходно прозвучавшем эпизоде программы, где были и фрагменты из фильма, и стихи Цветаевой, прочитанные именинницей, и Величальная, которую спели ей оказавшиеся к месту цыгане, и даже выпитая в нарушение всех правил в прямом эфире чарочка водки, - стало другое. ТВ будто каялось за несправедливости и многолетнее замалчивание, которым подвергалась в последние годы эта великолепная актриса. Достаточно вспомнить историю раздела МХАТа на два театра, где ТВ откровенно занимало позицию, враждебную Дорониной.
В наши дни такой подход выглядит все еще диковинкой. Он воспринимался бы случайностью, некой "ложкой меда", если б не выражал некоторых обнадеживающих тенденций современной российской жизни. От крайних оценок и полярных позиций наше общество все решительнее переходит к той объективной объемности оценок, когда находится место всему лучшему, что было прежде... В том числе и восхищению подлинными российскими интеллигентами.