Михаил Касьянов велел разобраться. А спустя несколько дней Минэнерго РФ предложило реорганизовать комиссию, в ведении которой должны остаться только магистральные газопроводы.
Таким образом, ведомство Игоря Юсуфова наконец-то получило реальный шанс отодвинуть команду Христенко от нефтяной трубы. Напомним, что сейчас экспортный график прокачки нефти за пределы России по системе "Транснефти" утверждается комиссией ежеквартально. Согласно этому порядку компании вправе экспортировать до 30 процентов добываемой нефти. Все расчеты в этом случае зависят от объемов добычи в предыдущем квартале. В итоге нефтяники торопятся застолбить место в трубе и сознательно завышают объемы добытой нефти.
Так считают в "Транснефти", а потому срезают компаниям объемы нефтеэкспорта, таким образом выравнивая ситуацию. По большому счету "Транснефти" все равно, сколько нефти хотят качать компании, ведь возможности трубы небезграничны. А система распределения квот с 2000 года работает на основании закона о естественных монополиях. И как бы нефтяники ни старались увеличить объемы добычи "черного золота" (за 8 месяцев она возросла на 9 процентов), пропускная способность трубы не позволит им продавать на экспорт всю "сверхдобытую" нефть. Сейчас, когда цены на мировом рынке выросли до 30 долларов за баррель, нефтяники стремятся выжать из благоприятной конъюнктуры наибольшую выгоду. Вот они и решили "наехать" на вице-премьера, который давно был у них бельмом на глазу. Когда же в августе комиссия срезала нефтяникам экспорт сразу на 700 тысяч тонн, олигархи пошли в лобовую атаку.
Непонятно, чем может закончиться трубный скандал, после того как Михаил Касьянов отреагировал на челобитную резолюцией "Не возражаю" и поручил заинтересованным ведомствам разобраться с правительственной комиссией. Нефтяные магнаты в случае положительной реакции на свою жалобу могут добиться лишь того, что функции "ручного" управления нефтеэкспортом перейдут к Минэнерго. Станет ли в этом случае прозрачной транспортировка "черного золота" и будет ли меньше коррупции в этом процессе, - сейчас в Белом доме не скажет никто. Дело может закончиться тем, что ситуация вернется к временам, когда нефтеэкспортом ведало Минтопэнерго. Тогда, помнится, претензий к ведомству у нефтяников было не меньше, а каждый олигарх старался пролоббировать свои интересы через своих людей в министерстве. Все закончилось грандиозным скандалом, и процесс перешел в управление правительственной комиссии.
Попытка восстановить статус-кво не изменит главного - возможностей "Транснефти" осуществлять перекачку нефти в возросших объемах. Способность экспортной трубы не поспевает за желанием нефтяников перегнать за рубеж как можно больше "черного золота", пока оно продается по запредельной цене. Что будет завтра, не скажет никто.