Судя по опросам общественного мнения, с самого начала предвыборного марафона неизменно лидирует Союз левых демократических сил (СЛД). СЛД имеет от 45 до 55 процентов поддержки избирателей, тогда как рейтинги следующих за левыми партий и объединений оцениваются максимум в 17 процентов. Глава фракции посткоммунистов в нынешнем сейме Лешек Миллер, некогда бывший членом Политбюро ЦК ПОРП, скорее всего и возглавит новое правительство, которое будет сформировано вновь избранным парламентом.
- Исходя из сложившегося расклада сил, значит ли, что новое правительство будет однопартийным? - спросил я у депутата сейма, видного политика СЛД Тадеуша Ивиньского.
- Однопартийным оно не будет наверняка, потому что СЛД - коалиция социал-демократической партии и близкого ей по взглядам и духу Союза труда. Придется ли ее расширять, зависит от того, получим ли мы половину мандатов.
На первом месте в программе левых демократов стоит проблема занятости. Впрочем, ее не обошли вниманием и другие партии. Около 4 миллионов безработных - значительный электорат в стране с 38-миллионным населением. Но в отличие от других предвыборных объединений СЛД включил в свою предвыборную платформу отдельный раздел под названием "Улучшить отношения с восточными соседями".
Комментируя эту особенность, Тадеуш Ивиньский сказал мне:
- "Новая восточная политика" стоит первой среди "заповедей" международной политики СЛД. Конечно, ориентация на атлантическую Европу для Польши остается основополагающей, но это не исключает ни в коей мере самых хороших отношений с восточными соседями - Россией, Украиной, Белоруссией. Мы делаем акцент на экономическую сторону польской внешней политики в этих регионах, ибо улучшение отношений с Россией, например, не может быть без возврата на ее рынки.
Особое значение придаем Калининградской области как важной составляющей России. Я значусь первым в избирательном списке СЛД по Ольштынскому округу, непосредственно граничащему с Калининградским анклавом, и буду в случае избрания добиваться, чтобы там был как можно более мягкий визовый режим, чтобы создавались самые благоприятные условия для этого уникального российского региона.
Убедительные рейтинги левых уже перестали удивлять, но эти выборы все-таки могут преподнести сенсацию. "Солидарность" - "правые", как называется нынешнее коалиционное политическое объединение некогда славного профсоюза, играет на грани фола, его рейтинг колеблется от 6 до 10 процентов (а коалиционные объединения должны набрать по закону не менее 8 процентов голосов избирателей, чтобы попасть в сейм), и есть угроза, что его кандидаты не пробьются в парламент.
О том, как оценить грядущий поворот в жизни страны, я спросил у профессора Ежи Помяновского. Он не только известный переводчик русской поэзии и прозы, в частности, всех романов и публицистики Александра Солженицына, но и внимательный аналитик польско-российских отношений, чему посвящена его последняя книга "Русский месяц с гаком". Недавно он стал первым обладателем диплома, учрежденного министрами иностранных дел двух стран "За выдающиеся заслуги в деле взаимопонимания и сближения обществ Польши и России".
- Трудный вопрос, - признался профессор. - В последние годы я с ужасом смотрел на разгильдяйство наших "правых" и той интеллигентной части общества, которая в начале восьмидесятых годов объединилась с рабочими, и именно благодаря этому феномену удалось превратить обычные забастовки в "тихую" революцию. Казалось, союз рабочих и "очкариков" приведет к рождению самобытного общества, обеспечит благополучное развитие экономики. Мы думали, что незримая рука свободного рынка все сделает сама. Но с нашими либеральными упованиями действительность - увы! - не очень-то считалась. Польские "правые" во время последнего периода правления скомпрометировали и себя, и идеи свободы, собственности, демократии. Сейм оказался раздробленным, реформы проводились в последние четыре года дилетантски и к тому же оказались чересчур дорогостоящими... Тот строй, который у нас был минувшее десятилетие, имел очень мало общего с западной демократией. У нас правил синдикализм. "Солидарность" стала правым католическим фундаменталистским профобъединением, старые же посткоммунистические профсоюзы восстановили прежнюю силу и численность членов. Это были основные опоры как правительства, так и оппозиции. А предпринимателей у нас еще недостаточно для того, чтобы они стали подлинной политической силой. Всеми ожидаемая победа СЛД, по-моему, в большей части результат разочарования именно этим типом правления.
- Как вы оцениваете внешнюю политику последних лет, когда правительство Ежи Бузека активничало в отношениях с НАТО и ЕС, но "заморозило" восточный вектор?
- Считаю, что Польша прошляпила огромный шанс дать другой ход всей политики восточной части нашего континента. У Польши была возможность в союзе с Украиной и в добром согласии с Россией установить такие взаимоотношения, которые бы исключали в будущем всякий конфликт. Тот факт, что Польша - член НАТО, это только половина вопроса безопасности как моей страны, так и наших восточных соседей. Говорят, что НАТО - это зонт от возможного дождя. Для Польши и для Восточной Европы нужна не защита от дождя, а стойкая хорошая погода. А такая погода может быть обеспечена тем, что исчезнут причины векового раздора между Польшей и Россией. Веками они боролись, на свое несчастье, за владычество над Украиной, Белоруссией и Литвой. Единственный выход из этого положения - упразднить причину раздора, оставить их независимыми. Это залог сотрудничества между Польшей и Россией.