В минувшие выходные в Подмосковье прошел форум «Дигория», который организовали Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ), Росмолодежь и кураторы из Администрации президента России. В нем участвовали около сотни политологов и политтехнологов в возрасте до 35 лет из 33 регионов РФ. Знаковое событие.
Несмотря на то что участники форума подписывали специальную бумагу о неразглашении, кое-какая информация быстро просочилась в СМИ. Открывая высокое собрание, первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко объяснил, чего именно ждет Кремль от представителей политических профессий: помощи в консолидации общества, внушении людям, что кризис — это не повод для уныния, а время возможностей.
Еще политологи должны удовлетворить давнюю потребность общества гордиться своей страной. «А значит, у представителей гражданского общества, государства есть ответственность за то, чтобы эту потребность удовлетворять. Мы обязаны дать людям возможность и поводы для гордости, причем не только исторические» — так сформулировал многотрудную задачу Сергей Владиленович.
Вообще-то это имя у меня лично ассоциируется с дефолтом 1998 года, когда господин Кириенко был председателем российского правительства. Он и его сподвижники своими делами тогда немало поспособствовали сползанию страны в страшнейший кризис, в ходе которого люди в одночасье теряли очень многое, порой все — вплоть до родных и близких. Сейчас у Сергея Кириенко иная стезя. Экономикой он не управляет, а придумывает «смыслы», в которые люди моего поколения вряд ли поверят.
Да и что здесь придумаешь нового? Нужно ли заставлять людей гордиться страной, которая неуклонно развивается, становится богаче, а народу в ней живется все лучше и спокойнее? Вопрос риторический. Но, увы, как следует из официальной статистики, ВВП России падает который год подряд, доходы граждан сокращаются. И вряд ли можно убедить общество в обратном. Разве что попытаться навести тень на плетень — попросту обмануть?
Как рассказывают участники действа, их разделили по направлениям работ, «фабрикам» и «цехам»: «Государство будущего», «Общество будущего», «Человек будущего» и так далее. Там молодые политологи должны были разрабатывать «культурно-мировоззренческие конструкции развития России».
В частности, в «цехе» «Государство будущего» размышляли о том, какая Россия будет в будущем, и пришли к выводу, что это будет государство с высоким уровнем технологий, государство, где «есть определенный смысл, разделяемый всем обществом». А смысл, оказывается, заключается в том, что успех каждого человека формирует успех государства. В свою очередь, успех государства влияет на всех людей. Эти тезисы были облечены в краткие, как тост генерала, лозунги: «Россия — это мы», «Мы — это Россия», «Успех — вместе».
Вроде бы каждое из этих слов понятно, а сложи вместе — звенящая пустота. Если вдруг предположить, что разговор перейдет с языка лозунгов на язык цифр и фактов, то агитаторам-горланам придется туго.
Взять всю ту же цель, постоянно норовящую ускользнуть куда-то вперед, к линии горизонта: достижение высокого уровня технологий. Ну кто бы возражал! Тем более этот самый технологический прорыв обещают россиянам уже которое десятилетие. Но совсем недавно вдруг выяснилось, что в стране нет своих самолетов, автомашин, станков и много чего еще. При этом главным богатством России по-прежнему остаются данные богом полезные ископаемые, которые нещадно распродаются. А доходы от распродажи утекают то за рубеж, то на пафосные глупости. И как «срифмовать» это обстоятельство с озвученными выше тезисами?
Для технологического развития необходимы высочайший уровень образования, бережное отношение к интеллектуалам. И дело не в том, чтобы правильно объяснить обществу отсутствие и того и другого, а в том, чтобы исправить ситуацию. Для воплощения лозунга «Россия — это мы, мы — это Россия» нужна самая малость: хоть немного учитывать мнения людей, не воспринимать их как толпу, которая все проглотит. А про другие «культурно-мировоззренческие конструкции развития России» и сказать нечего. Какие тут смыслы? Все очевидно: что говорить, когда нечего говорить...
Между тем в Подмосковье на важное мероприятие собрались люди, которые, возможно, очень скоро сами будут формировать «смыслы», учить нас жить с экранов телевизора, а некоторые из них двинутся во власть. И что же мы видим? Реальная политика, влияющая на жизнь людей, чем дальше, тем больше подменяется политологией. А последняя, в свою очередь, превращена в пропаганду. Специально подобранные, одобренные в высоких кабинетах правильные люди должны гордиться страной и внушать эту гордость окружающим. А это не так просто, как некоторым кажется. Например, приходится внушить нам, что «отрицательное» развитие — это тоже развитие. А еще они должны убедить пенсионеров в том, что повышение пенсионного возраста — благо, а сверхскромный размер их пенсий каким-то образом уравновешивается высокими доходами олигархов и чиновников, поэтому в целом по стране «температура нормальная».
И на такой вот зыбкой основе предлагается консолидировать общество. По плечу ли молодым и бойким, с подвешенным языком справиться с такой задачей? И как с помощью безоговорочного начетничества объяснить согражданам, какую страну мы строим, куда идем, чего хотим от остального мира. Без ответа на эти вопросы сколько «смыслов» ни придумывай — все мертво.
Да и зачем их рожать в таких муках, когда для нормального человека смыслы эти давно очевидны: хорошая работа, семья, уверенность в завтрашнем дне, личная безопасность. Но поскольку со всем этим в России тоже не очень, задача политологов, выходит, сводится к тому, чтобы объяснить: во всем виноват американский империализм и его нацистские приспешники. Если бы не они, то мы бы, конечно, давно заняли место на вершине.
Либо убедить общество, что оно заблуждается, капризничает, а на самом деле жить стало лучше, жить стало веселее. Вот и льются с телеэкрана потоки ненависти к народам соседних стран, их руководители представляются полными недоумками. Но даже если бы это было так, нам с этого какая радость? Ведь хочется гордиться своей страной, где в достатке не только материальные блага, но и справедливость, равный доступ к правосудию, эффективная защита от бандитов и мошенников. Но как политолог с помощью игр со словами может возместить то, что в огромном дефиците? Разве что попытавшись убедить в том, что в нашей жизни больше радостей и справедливости, чем где-то там за бугром.
Поскольку форум проходил под эгидой клуба «Дигория», ассоциации с Осетией пришли сами собой, ведь Дигория — это район Северной Осетии, где живут осетины-дигорцы. Очень люблю этот край и невольно вспомнил выборы президента Южной Осетии 2012 года, которые я освещал по заданию редакции. В кулуарах пришлось быть свидетелем профессионального разговора двух российских политологов, которые приехали на подмогу одному из кандидатов. Речь шла исключительно о деньгах: кто и сколько получит, какие направления «политологии» наиболее прибыльные. Все это звучало диковато, особенно на фоне разрухи соседней республики. Если бы тот разговор услышали местные осетины, по-настоящему озабоченные судьбой своей земли, гостям, боюсь, не поздоровилось бы.
Нынче же меркантильный подход к пропаганде и к политологии настолько укоренился, что человек, который бесплатно гордится своей страной или, стремясь ее улучшить, критикует недостатки, воспринимается как городской сумасшедший. Платные «патриоты», малообразованные, но лояльные интерпретаторы всего и вся заполонили эфиры. «Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем». Помните эту песенку из киноленты Эльдара Рязанова? Те строчки вполне могли бы стать эпиграфом к прошедшему форуму. Но у него свой лозунг: «Создавая смыслы — приближаем мечту!». Можно ли таким образом реализовать мечту, одним политологам известно, и то лишь единицам.
P.S. Не знаю, как вам, а мне обидно: вместо того чтобы выращивать в пробирке поводы для гордости, давно пора бы по-настоящему заняться самой страной. Подумать, как наконец-то перейти от экономического падения к росту, всерьез обсудить имеющиеся проблемы и трезво, без пафоса подумать, как их исправить. Но такие «смыслы» в головы участникам форума, видимо, не приходят?