Российское правительство вспомнило об идее ввести полную утилизацию товаров и упаковки. Об этом сообщает издание «КоммерсантЪ».
По данным газеты, с таким предложением выступило Министерство природных ресурсов и экологии. В письме ведомства в кабинет министров сказано, что речь, в частности, идет об увеличении нормативов утилизации до 100%.
Сейчас тару, бумагу, шины, одежду, электронику и другие товары нужно утилизировать на 5–35% от реализации или платить экологический сбор. В 2018 году за счет него получено лишь 2,2 миллиарда рублей.
В Минприроды считают, что за счет повышения нормативов будет резко увеличена собираемость экологического сбора — до 136 миллиардов рублей ежегодно. Из этой суммы наибольший объем средств - 47 миллиардов - планируется собрать по группам электроники. 22 миллиарда рублей ведомство рассчитывает получить за счет сбора за бумажные и картонные изделия, 17,9 миллиарда – за счет автомобильных покрышек и резины.
Эти идеи вице-премьер Алексей Гордеев поручил проанализировать министерствам финансов и экономического развития, а также Минпромторгу. Согласно предложению Минприроды, правительство должно рассмотреть вопрос до середины 2020 года.
Комментируя инициативу Минприроды, генеральный директор НАО «Евроэксперт» Екатерина Синогейкина высказала мнение, что в случае ее реализации индекс потребительских цен может вырасти на 1–2%. По ее мнению, это «как минимум приведет к скачку инфляции - а значит, будут против Минфин и ЦБ».
Эксперт также отметила, что обязанность платить сбор за экологию или организовывать собственную систему вторичной переработки всей продукции и упаковки может «отбросить многие предприятия за грань окупаемости».
Идея повысить нормативы уже возникала несколько лет назад у Мининистерства промышленности и торговли. Это ведомство предлагало с 2018 года ввести полную утилизацию бытовых неэлектрических приборов, осветительного оборудования, а еще через год — бумаги, картона и изделий из них, а также шин и пластмассовых изделий, в 2021 году — для компьютерной техники, электронной бытовой техники, аккумуляторов, холодильного и вентиляционного промышленного оборудования. Тогда против выступило именно Минприроды.