На канале ТВ3 по субботам идет новая программа «Все, кроме обычного». Развлекательная, веселая, но заставляющая напряженно думать. Такие вроде бы совсем разные вещи стараются совместить участники конкурса — шоу фокусников из разных городов России и зарубежья. Во главе жюри — известный питерский иллюзионист Александр Муратаев. С ним мы и поговорили о его удивительной профессии и о законах жанра — таинственного и притягательного.
— Александр, авторы телешоу, в числе которых и вы, называют его дерзким и смелым. Но ведь сам жанр фокуса стоит, как земля на трех китах, на обмане зрителя, разве не так? Вы ведь пускаете людям пыль в глаза?
— Ну уж нет, позвольте с вами не согласиться! Говоря про дерзость, я имею в виду молодость и напористость наших участников, оригинальность номеров и нетривиальную атмосферу в студии. Цель же настоящего фокусника — не обмануть, а удивить: гостей, зрителей, а в нашем случае и жюри. Чувствуете разницу? Фокусник удивляет, дарит праздник — в отличие от обманщика, который ищет выгоду.
Я сам начал заниматься фокусами ради того, чтобы доставить другим такие же незабываемые эмоции, какие когда-то испытал от увиденного в детстве трюка. Теперь вот знаю чуть ли не все профессиональные секреты, но ощущение какого-то детского восторга никуда не делось. Оно всегда связано с вопросом: «Как же это делается?!» И если я в редких случаях не нахожу разгадки иллюзиона, то прямо наслаждаюсь таким моментом и стараюсь эти ощущения продлить, растянуть...
— Неужели кому-то еще удается вас провести... извините, удивить?
— Недавно в Южной Корее на чемпионате мира по фокусам всех, включая и меня, сразил тайваньский иллюзионист Эрик Чен. Он брал карту, отрывал от нее кусочек, просовывал под белую полоску, которой был перетянут стол, и она вылезала оттуда целой. Карты пропадали, появлялись, меняли масть, превращались в монеты, и наоборот. Все снималось крупным планом. Смотришь: вот стол, вот две руки — ничего больше. Настоящая магия! Конечно, мы потом разгадали его премудрости, но такой высочайший уровень мастерства не может не восхищать. Это как если бы в середине прошлого века вам позвонили по мобильнику!
— Вы тоже выступали?
— Нет, я ездил за впечатлениями. Пропустить то, что устраивается раз в три года твоими самыми успешными коллегами, никак нельзя. Помимо яркого соревновательного действа на мировых форумах заряжаешься духом творчества и самой свежей информацией. В Пусане собрались около 4 тысяч иллюзионистов со всей планеты. Представляете зрелище?
— У фокусов есть национальные особенности?
— Да, есть. В жанре телешоу лидируют США. Среди манипуляторов и микромагов (тех, кто работает исключительно руками и с малыми предметами. — «Труд») нет равных азиатам. В Англии, Испании, Германии, Нидерландах приоритет — за иллюзионами, дорогостоящими трюками со спецэффектами, исчезновением и превращением предметов или людей, все эти распиливания и прохождения сквозь стену. Бурно и разносторонне развивается Китай, чего не скажешь про Россию. Наша иллюзионная индустрия гораздо скромнее и западной, и восточной. У нас нет школ фокусников, нет специальных магазинов, где можно купить соответствующее оборудование. Но по сравнению с тем, что было еще пять — семь лет назад, прогресс и у нас заметен. Новое поколение фокусников дружит, обменивается опытом — и это обнадеживает.
Я ежегодно провожу в Санкт-Петербурге Форум иллюзионистов. В прошлом году приехали 300 человек из 60 городов и 13 стран. В 2019 году планируем встретиться в Москве. Очень надеюсь, что и проект на ТВ3 даст мощный толчок развитию нашего искусства. Фокусы в России любят, просто давно не было качественного, достойного внимания продукта ни на телеэкране, ни в YouTube. Номера, когда из бумажного кулечка вылезает цветочек, а в цилиндре спрятан заяц, — прошлогодний снег.
— Если нет школ, как учиться фокусам?
— Большинство российских фокусников — самоучки. Благо теперь есть интернет. Я штудировал книжки, а когда все прочел, заказывал видеокассеты за границей. Чего только не перепробовал... Начинал с карт — больше ни на что денег не было. Когда учился в университете аэрокосмического приборостроения, увлекся ментальной магией, искусством чтения мыслей и пошел на трехгодичные курсы по психологии. Практику проходил в Пулково еще по первой, инженерной специальности, но работать в ней уже не стал — фокусы заразили не на шутку. Ездил в Англию, Францию, Голландию, Америку. Лучшая учеба — непосредственное общение.
— В числе тех, с кем вы общались, и знаменитый Дэвид Копперфильд. Какое впечатление он произвел на вас?
— Это человек, абсолютно преданный фокусам. Ни на что не отвлекаясь, он отдал этому занятию всего себя без остатка. Чтобы иметь собственное шоу, упорно ходил по студиям, стучался во все двери. И у него получилось: он добился и высшего мастерства, и признания, и супергонораров — свыше 50 млн долларов в год. Его пример у меня был перед глазами, я, можно сказать, рос и воспитывался на молодом Копперфильде — том самом, который неистово прыгал, носился, как угорелый, по сцене и был неотразим. Но шесть лет назад в Лас-Вегасе я увидел уже совсем другого маэстро — отнюдь не живчика, и глаза его уже не горели прежним мефистофельским огнем.
Зато сильнейшие эмоции остались от Крисса Энджела. Он феерический, и его шоу — суперсовременное, энергичное, красивейшее. Я ходил четыре вечера подряд — и ни капли не надоело. Его театр сотрудничает ни больше ни меньше с НАСА!
— Понимаю, что фокус, как и песню, трудно пересказать, но все же попробуйте.
— Ну вот представьте: вдруг ниоткуда возникает стая голубей, одного Крисс ловит, подбрасывает в воздух — тот превращается в платок, летит через весь зал в клетку, вынесенную ассистентом, и вновь становится голубем. Крисс тут же взмахивает руками — и сзади на 3D-экране мгновенно воспаряют голубиные стаи, и не меньше 200 живых птиц возникают высоко в зале и улетают ввысь... Ошеломляющее шоу!
— А как это делается? Участникам шоу «Все, кроме обычного» такое, наверное, и не снилось?
— Да тут помимо мастерства требуется огромное техническое обеспечение, самое современное и дорогое. Потратиться на подобные спецэффекты мы не можем. Но, собственно, никто и не требует таких шоу от ребят из городов России, Германии, Казахстана, Украины, а вот удивить жюри и телезрителей они могут, в этом я уверен. Кастинг прошли 70 человек, их поделили на группы, и теперь члены жюри будут пытаться отгадывать их секреты. Все очень просто: тот, чей фокус отгадан, покидает проект. Победитель будет определен 31 декабря, он получит приз в 1 млн рублей. В этом шоу делается упор на неординарную современную подачу с применением цифровой техники, айфонов и прочих гаджетов.
— А лично вы чем покоряете зрителя?
— Моя концертная программа «Лучшие иллюзионисты России» идет пятый год. Есть сольное шоу, построенное на ментальной магии. Есть и иллюзионы типа «Похищения невесты», где задействован специальный ящик: человек в него садится и... Правильно, исчезает. Причем зрители могут проверить, что там нет ни зеркал, ни потайных отверстий. А в конце представления его участники объединяются в общем аттракционе. И это действительно масштабное чудо — можете сами убедиться!
— Скажите, а вне сцены профессия вас выручает?
— Еще как! В любой компании стоит только показать фокус — и дело в шляпе: любое напряжение спадает, все тебе симпатизируют, барьеры сняты, лед растоплен. В любом человеке всегда, в любом возрасте очень много остается от ребенка. Вот я этим с удовольствием и пользуюсь.
— Тогда такой вопрос: не научите ли читателей «Труда» какому-нибудь фокусу?
— Заочно это будет сделать тяжеловато, надо видеть все хотя бы на экране или смотреть по рисункам. Но давайте попробуем. Итак, возьмите пять карт, состоящих из королей, дам и валетов разных мастей. Показываете их зрителю и просите загадать любую. После этого говорите: «Сейчас я уберу именно вашу карту». Отворачиваетесь и, возвращаясь, вновь показываете уже четыре карты, среди которых нет загаданной зрителем. Смысл фокуса в том, что первоначальные карты, отвернувшись, я заменяю новыми. Похожими: король бубен похож на короля червей, то же — с дамами и валетами, но человеческий глаз этого не замечает, потому что ищет только свою карту. Это доступный каждому фокус, даже тренироваться не нужно, а просто понимать смысл.
— И все-таки это больше похоже на шулерство...
— Ну что вы! Фокусы и шулерство — абсолютно разные вещи. Я, кстати, люблю играть в карты, особенно в покер, но никогда не жульничаю. Покер развивает наблюдательность и математические способности: за доли секунды приходится считать и проводить логические операции. А мухлевать — это убивать все удовольствие от игры. Куда приятнее совершенствовать свои навыки, двигаться вперед. Когда совесть чиста, дышится легче. Вы не замечали?