Свияжский Успенский монастырь стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО
На 41-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в июле в Кракове, Свияжский Успенский монастырь включен в Список Всемирного наследия, находящегося под охраной этой международной организации. Событие нерядовое: из примерно 1000 таких объектов, разбросанных по всей планете, Россия располагает лишь 26, из них 10 — природные. А памятников культуры всего 16, среди них Московский Кремль, исторический центр Санкт-Петербурга, Троице-Сергиева лавра и другие.
Что кроме почета сулит Свияжску новый статус? Да и где он, этот Свияжск, что собой представляет, какую роль в истории сыграл? Далеко не все россияне это знают. С какой точки на Свияжск ни смотри, полное ощущение, что это о нем писал Пушкин:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами...
Вот только в пушкинские времена это место островом еще не было: связь Свияжска с Большой землей оборвалась в 1955-м, когда создавали водохранилище для Куйбышевской ГРЭС. Часть старинного города просто ушла под воду больше чем на полвека.
Крепость на высокой горе у слияния Волги и Свияги появилась по велению Ивана Грозного в 1551 году. После нескольких неудачных попыток взять штурмом Казань решено было выстроить для русского войска укрепленный лагерь. Но возводить его на виду у противника (отсюда до Казани всего 30 км) означало свести на нет эффект неожиданности. Реализовал замысел Иван Григорьевич Выродков, один из первых русских военных инженеров-фортификаторов, участвовавший во всех прежних неудавшихся казанских походах.
Неподалеку от Углича по его проекту собрали деревянные укрепления, затем каждое бревно переметили, строения разобрали, бревна сплавили вниз по Волге и собрали снова. Летописи гласят, что на возведение крепости ушло ровно четыре недели. В честь государя новое поселение было названо Ивангородом Свияжским. А Выродков, покончив со строительством, вернулся к военному делу — командовал осадными работами при новом штурме Казани.
Город постепенно из деревянного становился каменным, украшался храмами и монастырями. И как-то незаметно утратил первую половину своего названия. Возможно потому, что Ивангородов на Руси было несколько. Но одно деревянное сооружение сохранилось до наших дней. По легенде, Троицкую церковь срубили за один день: царю хотелось отслужить молебен перед началом строительства города именно в День Святой Троицы.
Свияжск может по праву гордиться своим архитектурным ансамблем: Иоанно-Предтеченский, Богородице-Успенский и Троице-Сергиевский монастыри — подлинные жемчужины русского зодчества. Уцелели они, как ни странно, благодаря тому, что в них еще в первые годы советской власти, задолго до наступления 1937-го, начали открывать исправительные учреждения. А когда репрессии пошли на убыль, под сводами Успенского монастыря устроили психиатрическую лечебницу. Вот уж точно по поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло.
А попади монастырь под «взрывную волну» 1930-х или хрущевскую 1950-х, не видать бы Свияжску Списка ЮНЕСКО. Для включения в него объект должен быть именно памятником — целостным, подлинным, с документально подтвержденной историей. Исключения редки и касаются, как правило, памятников, пострадавших в ходе военных действий. В частности, оно сделано для многострадальной Пальмиры, искореженной игиловцами.
О том, как главная достопримечательность города попала в почетный список, корреспонденту «Труда» рассказал директор Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем СИЛКИН:
— Идея эта обсуждалась с конца 90-х. Свияжску принадлежит исключительная роль в расширении Московского царства на восток, Успенский собор известен комплексом фресок второй половины XVI века, а деревянная Троицкая церковь сохранилась со времен основания города. Добавим к этому мощный археологический слой и уникальный ландшафт острова и окрестностей. С новой силой за подготовку документации для ЮНЕСКО удалось взяться после создания Фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана, который возглавил Минтимер Шаймиев. Однако номинировать Свияжск целиком было невозможно: на современный культурный ландшафт города существенно повлияло создание Куйбышевского водохранилища, и прошло слишком мало времени, чтобы можно было признать его исторически устойчивым. Поэтому выбор пал на Успенский монастырь.
Чтобы попасть в заветный список, объекту нужно соответствовать хотя бы одному из критериев, сформулированных в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой ЮНЕСКО в 1972 году. СССР подписал ее лишь спустя 16 лет. Всего таких критериев десяток: шесть для объектов культурного наследия и четыре для природных объектов. Успенский монастырь Свияжска внесен в список по второму и четвертому критериям для культурных объектов, как отражающий взаимные влияния человеческих ценностей и иллюстрирующий значимый период в человеческой истории.
Но и попадания в критерии, оказывается, недостаточно.
— Для потенциальных номинантов, — уточняет Силкин, — основным является доказательство их всемирной универсальной ценности. Далеко не каждое прекрасное здание или архитектурный ансамбль, даже очень древние, имеют значение для мирового сообщества. Мы с учеными скрупулезно подошли к подготовке номинационного досье. Оно составило семь томов, включавших материалы архивных, физико-химических, искусствоведческих и иных исследований, карты, иллюстрации. Основной том и был посвящен доказательству соответствия Успенского монастыря всем необходимым требованиям.
Труды не пропали даром. Экспертный совет принял решение единогласно. Для Свияжска и его окрестностей должна начаться новая жизнь — буферная зона распространяется далеко за пределы острова. Что это означает на практике? Предполагается, что Музею-заповеднику «Остров-град Свияжск» в перспективе будет присвоен федеральный уровень, что означает развитие инфраструктуры, интенсификацию научных исследований и зарубежных контактов. Однако о значительном увеличении потока туристов речи не идет — для ЮНЕСКО сохранность объекта важнее роста его посещаемости. Но посещаемость — это деньги, которые может заработать музей для своего развития.
Туристы — это источник дохода и для жителей всей прилегающей территории. Как будут регулироваться туристические потоки на территории крошечного поселения, формально не имеющего статуса города? Пока вопрос открытый. Для буферной зоны требования ЮНЕСКО предписывают сохранение исторически сложившейся среды, традиционных видов хозяйственной и культурной деятельности, определенное ограничение строительства. Как это скажется на жизни местного населения? Заживет ли Свияжск «под ЮНЕСКО» полноценной жизнью?
Судить трудно. Например, злополучную «иглу «Газпрома» в Петербурге после протестов международной организации возводить не стали, а вот памятник Владимиру у самых стен Кремля все-таки водрузили...