СМИ: ГКЧП был создан на совещании у Горбачева

Впервые вопрос об этом был поставлен на совещании у президента СССР в начале 1990 года

Го¬су¬дарст¬вен¬ный ко¬ми¬тет по чрез¬вы¬чай¬но¬му по¬ло¬же¬нию (ГКЧП), члены которого считаются участниками августовского путча 1991 года, был создан при участии первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева, которого путчисты отстранили от власти. Об этом сообщает «Взгляд».

По словам Валерия Болдина - главы администрации президента СССР в 1991 году – Горбачев еще в начале 1990 года собрал у себя группу членов Политбюро и Совета безопасности и поставил вопрос о введении в стране чрезвычайного положения. Все, кто был на том совещании, потом вошли в ГКЧП.

«Все, кого Горбачев тогда позвал, идею ЧП поддержали. И у нас, в аппарате Горбачева, начали готовить концепцию ЧП», - отметил Болдин.

А секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам Олег Бакланов говорил в одном из своих интервью, что «узнал о создании комитета от Горбачева, который еще за год или полтора до августа 1991 года... на одном из совещаний высказал мысль о создании некоего органа, который в случае чрезвычайной ситуации мог бы вмешаться, чтобы поправить положение в стране».

Со своей стороны, председатель президиума Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов рассказывал, что ГКЧП как оформленный орган был создан весной 1991 года на совещании у Горбачева. На том же совещании были названы все лица, впоследствии вошедшие в комитет, а также разработаны печать этого органа и бланки. На совещании присутствовал и Лукьянов.

После публикации 15 августа нового Союзного договора, который превращал СССР в конфедерацию, к Горбачеву в Форос отправилась делегация ГКЧП.

«Наша встреча закончилась ничем. Ее результаты были весьма туманными, как это бывало вообще в большинстве случаев, когда Горбачеву приходилось принимать решение по острым вопросам или просто говорить на тяжелую тему. В заключение он сказал: «Черт с вами, делайте что хотите. Но доложите мое мнение». Мы переглянулись – какое мнение? Ни да, ни нет? Делайте что хотите – а мы предлагали ввести чрезвычайное положение в определенных районах страны, где гибли люди, а также в некоторых отраслях народного хозяйства (на железной дороге, например). То есть он давал добро на эти действия, но сам объявлять это положение не желал», - вспоминал член делегации, генерал Валентин Варенников.

Эти слова Варенникова есть в приговоре Военной коллегии Верховного суда, вынесенном Варенникову по делу ГКЧП уже в России. В нем также приводятся показания самого Михаила Горбачева. В них он признает «правильность оценки прибывшими ситуации в стране», признает «свое высказывание о возможности введения чрезвычайного положения решением съезда народных депутатов или Верховным Советом СССР», а также «рукопожатия при расставании». Не признает Михаил Сергеевич только фразы «делайте что хотите».