Российское правительство предложило киприотам отсрочить возвращение долга в размере 2,5 млрд евро с 2016-го до 2021-го, а также снизить процентную ставку по его обслуживанию с 4,5 до 2,5% годовых. Соответствующий законопроект Госдума рассмотрит в осеннюю сессию, когда планируется также принять региональный налог с продаж. Причем речь идет о сопоставимых суммах. То есть фактически нашим покупателям предложат оплатить отсрочку погашения долгов острова Афродиты.
Напомним, что в конце 2011 года Россия из госбюджета дала Кипру 2,5 млрд евро до 2016 года под 4,5% годовых. Тогда близкий нашим олигархам офшор балансировал на грани банкротства и финансовая поддержка была очень кстати. Как мы помним, вливания не помогли: спустя полтора года правительство Кипра заморозило банковские счета компаний и депозиты частных лиц. Но, похоже, та недавняя обида забыта и мы готовы отсрочить возвращение долга и снизить процентные ставки по нему почти вдвое. Мотивируют свое предложение в правительстве тем, что кипрская сторона попросила «о снижении долговой нагрузки на бюджет республики в предстоящие годы».
Самое время спросить, за чей счет банкет. Ведь Кипру и так давали кредит на очень выгодных условиях. К примеру, золотовалютные резервы ЦБ размещаются в ценных бумагах США и стран ЕС под 1-2% годовых. А российские компании до недавних пор занимали в европейских банках под 7-10%, а после введения экономических санкций ставки стали еще выше.
И ладно, если бы деньги у нас были лишними. Но Минфин как раз собирается ввести в ближайшее время региональный налог с продаж, который должен пополнить казну примерно на 200 млрд рублей. То есть правительство делает послабление киприотам, а недополученные с них деньги собирается получать с патриотов, то бишь с собственных граждан. Чем вызван этот аттракцион невиданной щедрости? Ответить мы попросили известного экономиста Никиту Кричевского.
«Российских длинных денег на Кипре на самом деле уже нет, — считает Никита Кричевский. — Их вывели после дефолта. Тогда пришлось потратить много усилий, согласиться на определенный дисконт, но деньги по большей части забрать успели. Больше того: кто не успел, тот может это сделать даже сейчас — существуют не очень простые, но работающие схемы. Теперь что касается вопроса, зачем нашему правительству после инцидента с заморозкой вкладов поддерживать экономику островного государства. Дело в том, что Кипр — это не только банки. Сегодня наша элита его использует как гавань. С одной стороны, здесь зарегистрированы компании, на которые оформлена российская производственная собственность. А с другой стороны, Кипр служит своеобразной перевалочной базой для иностранных инвестиций в Россию. То есть Кипр перестал быть хранилищем российских денег, но остался незаменимым инструментом для их транзита и площадкой для прочих финансовых операций. За кипрскими компаниями стоит много представителей старой и новой российской олигархии. И всем этим людям нужна лояльность кипрской власти».
Остается добавить, что Кипр уже не банкрот. Действуют программы Евросоюза, которые помогли оздоровить проблемные банки и финансовую ситуацию в целом. Но даже если даже не брать в расчет банковские активы, на острове полно недвижимого имущества. Наконец, в качестве гаранта по кредитам имеется Евросоюз, для которого 2,5 млрд евро — это совершенно не деньги. То есть у Кипра есть возможности расплатиться в срок без особых усилий, но нам, похоже, дороже лояльность местной власти к российскому олигархату.