Кризис уронил эффективность

Производительность труда падает в промышленности и растет в торговле и банках. Сильнее всего эффективность работников понизилась в секторах, которые поддерживает государство, например в машиностроении и металлургии. Компании в сфере услуг и торговли, напротив, вынуждены заставлять своих работников трудиться лучше

Приблизительно производительность труда в стране считается очень просто: ВВП, деленный на количество работников. «До кризиса наш ВВП рос, соответственно, повышалась и производительность труда», — рассказывает Елена Шарипова, старший экономист ИК «Ренессанс Капитал». Это достаточно грубый показатель, ведь с ростом цены на нефть формально растет и эффективность работников. И наоборот.

С начала года ВВП упал на 9,5%, а число занятых — едва ли на 5%, по данным Росстата. «Государство ограничивало падение занятости, вводя на предприятиях режим неполного рабочего времени», — объясняет Владимир Гимпельсон, директор центра трудовых исследований Высшей школы экономики. Сейчас таких людей в стране, по данным Минздравсоцразвития, более 1,6 миллиона.

Поддержка слабых

Лидер по неэффективности среди отраслей российской промышленности — это машиностроение, особенно автопром. Производство автомобилей в стране упало с начала года более чем в два раза, по данным Ассоциации европейского бизнеса. Занятость — не более чем на 10%.

Основная проблема, мешающая повышению производительности труда заводов этой отрасли, — давление местных властей. Чиновники не без оснований опасаются, что закрытие большого предприятия в маленьком городке приведет к акциям протеста. «То, что предприятие является градообразующим, не позволяет его руководству адекватно реагировать на изменения из-за опасности социального напряжения, — объясняет Елена Шарипова. — Я думаю, что сегодня это одна из проблем нашей экономики». Пока у государства будут деньги на поддержку моногородов, повышения эффективности на предприятиях в них ожидать не следует, уверены эксперты.

Порой доходит до абсурда. «АвтоВАЗ» — крупнейшее предприятие российского автопрома — с начала кризиса сократил всего 3200 человек, то есть менее 3% общей численности работников. При этом продажи автогиганта упали почти в два раза. Местные власти и руководство завода неоднократно заявляли, что никаких сокращений не будет.

Остались сами по себе

Бизнесу, который оказался без поддержки государства, пришлось подтягивать производительность труда. Если до кризиса компании активно набирали людей и не особо заботились о том, какова их производительность, то теперь ситуация противоположная. И крупные, и мелкие предприятия всеми способами заставляют сотрудников работать больше.

Год назад на одного управленца в сети «Эльдорадо» приходилось 8–10 продавцов. Сейчас менеджеров в полтора раза меньше — 2000 человек. Эффективность каждого из них выросла в полтора-два раза, рассказывает Руслан Ильясов, HR-директор сети. Более интенсивно трудиться пришлось и продавцам. Во время кризиса из магазинов уволили весь вспомогательный персонал — грузчиков и мерчендайзеров. Их функции взяли на себя как раз продавцы, которые теперь не только торгуют, но и выкладывают и разгружают товары.

В целом из-за кризиса производительность труда выросла в сфере продаж, в банковской, а также в сфере услуг, считает Ксения Сухотина, генеральный директор компании «РБС-человеческие ресурсы». «При сокращении объемов бизнеса компании этих секторов сделали ставку на повышение эффективности сотрудников», — объясняет она. Финансовый сектор оперативнее всего отреагировал на кризис. Первые громкие сокращения осенью 2008 года провели компании именно этой отрасли — «Тройка-Диалог» и «Уралсиб».