- Вероника Борисовна, прежде всего от души надеемся, что все ваши родные в Осетии живы и здоровы.
- Огромное спасибо. К счастью, все мои родственники во время нападения на Цхинвали находились в Северной Осетии, где было безопасно.
- Случившееся в Южной Осетии для вас неожиданность?
- Нет, это не неожиданность. Это дикий кошмар. Выражение "гром среди ясного неба" точно соответствует реалиям. Ужас произошедшего еще не полностью осознали люди, живущие вдалеке от Осетии.
- В какой момент миновала критическая "точка возврата", когда еще можно было выправить ситуацию?
- Если бы в 1990-1991 годах был создан государственный совет по делам Кавказа, состоящий из представителей Армении, Азербайджана, Грузии и России, то многие проблемы можно было бы решить. Но этого, к сожалению, не сделали. Ну а теперь, после того, что натворили лидеры некоторых кавказских республик, о воссоединении Грузии и Южной Осетии не может быть и речи. Для осетин это уже третий геноцид за 100 лет.
- Вы имеете в виду сталинскую политику, когда границы между республиками проводились произвольно, одна часть народа отрывалась от другой, провоцировались конфликты между нациями?
- Тут и до Сталина кое-кто успел поработать. Говоря об истории формирования Грузии, о ее нынешних границах, следует вспомнить, что и Абхазия, и Южная Осетия были подарены грузинскому меньшевистскому правительству в 1920 году Владимиром Ульяновым-Лениным. До этого они входили в состав России.
- Кстати, в самом Сталине, кажется, текла смешанная грузинско-осетинская кровь.
- По вопросу о национальности Сталина написана масса литературы. Его мать, безусловно, была этнической грузинкой. А в осетинской среде, как и у евреев и многих других народов, национальность детей принято определять по матери. Если взять за основу версию, что Сталин был сыном хозяина сапожной артели Виссариона Дзугаева, то в этом случае в нем текла бы кровь и осетинская, и грузинская. Но тут нет ничего удивительного: эти народы столетиями жили бок о бок. Кстати, моя племянница Ирина Дударова была замужем за великолепным человеком, грузином по национальности. К сожалению, его сегодня с нами уже нет. Таким образом, у моих внучатых племянников тоже есть грузинская кровь.
- Да, люди старшего поколения обычно вспоминают, что в советское время на бытовом уровне национализма, как ни парадоксально, не было.
- Это правда. Я училась сначала в Баку, потом в Ленинграде. Консерваторию заканчивала уже в Москве. Никаких проблем, связанных с национальной нетерпимостью, я не ощущала. Во всех музыкальных учебных заведениях были студенты и преподаватели многих национальностей. Никого не волновало, к какому этносу принадлежит человек. Например, в столичных оркестрах, с которыми я работала особенно много, вместе трудились русские, украинцы, грузины, армяне, евреи, выходцы из разных республик СССР. В мире музыки есть только одна единица измерения человека - талант. Мне приходилось выступать на концертах вместе с пианисткой Элисо Вирсаладзе, певцом Зурабом Соткилавой... Наш Московский симфонический оркестр исполнял произведения Вано Мурадели, Отара Тактакишвили, Гии Канчели, других прекрасных грузинских композиторов. С Вано Ильичом мы были добрыми друзьями. В 1960 году в Москве прошла декада осетинского искусства, и именно Мурадели был одним из главных организаторов этого грандиозного мероприятия. Помню я и Тбилиси тех времен, много раз в нем бывала. Мы называли этот город Маленьким Парижем. То были годы расцвета грузинской кинематографии - одной из лучших кинематографий мира, великолепной музыки, поэзии, литературы. Это был город людей, роскошно одетых по последней европейской моде. Помню, как мы бродили из дома в дом моих коллег и друзей до глубокой ночи. Везде пели песни, всюду звучали смех и прекрасные тосты. Невозможно забыть сказочный Тбилиси тех времен.
- Тут тоже трагическое противоречие. Когда слушаешь, например, музыку Канчели - сосредоточенную, философскую, безумно красивую, - думается: вот он, мудрый дух нации, словно глядящей на мир с высоты гор. И вдруг эти варварские действия грузинских политиков и военных...
- Я согласна с вами в оценке музыки Гии. Но, к сожалению, у многих политиков дурной вкус и нет музыкального слуха.
- Извините за, может быть, наивный вопрос: а не хотелось ли вам позвонить кому-то из грузинских артистов, давай, мол, покажем политикам пример нормальных человеческих отношений, дадим совместный концерт?
- Идея совместного русско-грузинско-осетинского концерта со сбором средств для всех пострадавших в этой бойне замечательна. Если бы только это было возможно организовать... Но, к сожалению, не могу припомнить в истории военных конфликтов ни одного случая таких совместных акций деятелей культуры противоборствующих сторон. Мне очень жаль, что люди искусства не находят в себе силы объединиться вопреки злой воле политиканов. А только заявляют, что от них ничего не зависит...
- Вероника Борисовна, можно себе представить, как вам тяжело говорить на эту тему. Но то, что вы сейчас сказали "Труду", очень важно. На Кавказе к словам старших всегда относились с громадным уважением. Надеемся, и сегодня эта традиция сохранила силу.
ДОСЬЕ
Вероника Дударова
Первая в мире женщина-дирижер, родилась 5 декабря 1916 года в Баку в семье инженера-нефтяника. Начальное образование получила в школе для одаренных детей при Бакинской консерватории. Училась в училище при Ленинградской консерватории у пианиста Павла Серебрякова. Окончила Московскую консерваторию в 1947 году как ученица дирижеров Лео Гинзбурга и Николая Аносова. Карьера Дударовой достигла пика в те годы, когда она руководила Московским государственным симфоническим оркестром (1960-1989). С успехом гастролировала в Германии, Швеции, Дании, Югославии, Турции, на Кубе. Народная артистка СССР, почетный гражданин городов Владикавказа и Буэнос-Айреса. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как единственная женщина, проработавшая за дирижерским пультом более полувека. Имя Дударовой в 1999 году присвоено одной из малых планет Солнечной системы.