Чтобы обезопасить в первую очередь саму же публику, которую в пятницу, субботу и воскресенье здесь ожидают в огромном количестве, содержимое сумок при входе подвергают досмотру, а самих посетителей пропускают сквозь "рамки". Естественно, это тормозит проход на салон. Но в остальном все организовано самым лучшим образом. Между аэродромом "Раменское", близ города Жуковский, где проводится авиашоу, и станциями "Отдых" и "42-й километр" Казанской железной дороги ходят вереницы бесплатных автобусов. О питании тоже можно заранее не заботиться, если, конечно, обед рублей за 200 - 300 вас не смущает.
Но все это мелочи по сравнению с тем впечатлением, которое оставляет МАКС-2005. Посетители, задрав головы, толпятся возле лайнеров, боевых вертолетов, летающих лабораторий, амфибий, космических аппаратов. Наряду с такими хитами сезона, как пилотируемый многоразовый космический корабль "Клипер", легкая многофункциональная амфибия "Бе-103", пассажирский лайнер "Ту-204-300", на выставке можно посмотреть и потрогать заслуженных "старичков" - например, спускаемый аппарат, доставлявший наших космонавтов на землю еще в 70-е годы XX века.
Тем временем потенциальные покупатели знакомятся с новинками техники и заключают деловые контракты с производителями. В этот день, например, делегация Иордании во главе с королем Абдаллой II подписала договор на поставку для своих ВВС двух "Ил-76МФ", объявила о готовности купить пять спортивных самолетов "Су-31" и несколько вертолетов фирмы "Камов". Компании "Камов-Холдинг" и "Роллс-Ройс" заключили соглашение о создании в России сервисного центра по техобслуживанию двигателей для вертолетов. Европейское космическое агентство высказало намерение участвовать в создании космического "челнока" "Клипер".
Среди новинок, вызвавших интерес, - среднемагистральный "Туполев-334". "Он должен прийти на смену известному "Ту-134", - объясняет вице-президент ОАО "Туполев" Михаил ОПАРИН. - С виду машина кажется коротковатой, пузатенькой. Но, во-первых, она очень удобная и надежная, а во-вторых, для наших аэродромов с плохим покрытием короткая база - как раз то, что нужно.
- Когда же на этом самолете полетят пассажиры?
- Мы прошли лицензирование, а в авиации это процесс нескорый. И уже имеем около 40 твердых контрактов на покупку. Так что Казань совсем скоро приступит к массовому выпуску.
- Вы назвали машину надежной с точки зрения безопасности. "Боинги", например, тоже считаются надежными, и вдруг в Греции - разгерметизация...
- Такого не бывает, чтобы из-за разгерметизации кабины пилотов случилась потеря сознания всего экипажа. Это я говорю не только как специалист, а как человек, попадавший в такую ситуацию на высоте 12 тысяч метров. Если в остальном самолет исправен, то все решается достаточно быстро и безболезненно.
- У вас есть версия, почему случилась греческая трагедия?
- На этот вопрос ответит комиссия по расследованию. Я же скажу так: самое опасное в полете - это терроризм, на втором месте - "человеческий фактор" и на третьем - фактор технический, то есть отказ различных систем. Так вот прогресс, как ни странно это может показаться, стал одной из причин участившихся аварий и катастроф. Сейчас создают такие пилотажные комплексы, что командиру надо только взлететь, включить автоматизированную систему управления - и весь полет дальше выполняет машина. Беда в том, что, летая постоянно "на автомате", пилоты теряют навыки самостоятельного управления. Проще говоря, дисквалифицируются.
- Как же быть?
- Выход один - тренажеры. Кстати, мы начали выпускать свои самолеты "в пакете" - сама машина, тренажер и автоматизированная обучающая система. Причем обучаться пилот обязан не менее 100 часов.
Наш разговор тонет в гуле очередного авиашоу, которые происходят на МАКСе-2005 в течение всего дня. В воздух взмывают истребители "Сухого", "Стрижи", вертолеты и тяжелые самолеты. То, что они вытворяют, напоминает продвинутые компьютерные игры. Порой просто невозможно поверить, что реальная техника и человек, управляющий ею, способны проделывать в небе такие пируэты. Виртуозные "бочки", "колокола", "кобры", "горки" заставляют замирать сердце. И приходит мысль, что история российской авиации, несмотря на все проблемы последних лет, еще не дописана.