На большинстве каналов в последнее время выработался жесткий стандарт, фактически шаблон, по которому подаются события дня. Сначала разного рода катастрофы и войны - с кровью, жертвами, людскими страданиями. Потом - политика, официальные и протокольные съемки. Ну а на десерт - всякая всячина, занятные курьезы и мелочи.
Конечно, на деле все много сложнее, но тенденция такова. Даже неискушенный зритель замечает, что из нынешних телерассказов о повседневности постепенно исчез... человек. Говорю "исчез" потому, что еще лет десять-пятнадцать назад, в пору митинговой демократии, на телеэкранах были те, кого можно было встретить на каждом шагу. Теперь же если ты не видный политик и не звезда шоу-бизнеса, то шансов появиться в эфире у тебя немного. Даже в такой, казалось, демократичной игре, как "Кто хочет стать миллионером?", главным "блюдом" является не знакомство с новыми, необычными людьми, с их интеллектуальным багажом и своеобразной манерой мыслить, а приглашение зрителям называть в эфире верные ответы на задаваемые там вопросы.
Ну а телевизионный рассказ об отдельном человеке или тем более коллективе людей - то, что, казалось прежде, было естественным в выпусках новостей, - нынче стало редкостью. Поэтому, наверное, каждая удача в этом разделе телеинформации обращает на себя внимание. Я до сих пор не могу забыть показанный в новостях ТВЦ в июле превосходный репортаж А.Мартыновой о фермере-хлебопашце А.Борисанове из Волгоградской области. Этот человек и с точки зрения трудовой биографии, и по манере поведения, и по внешнему облику столь ярок, колоритен, что после двухминутного телевизионного знакомства кажется, будто знаешь его уже много лет. И рассуждения его - в том числе на далекие от селянина темы мировой политики - вызывают интерес зрителей.
Выскажу простую мысль: для того, чтобы телевизионный персонаж оказался любопытным миллионам людей, нужно, чтобы он был прежде всего небезразличен человеку с камерой. Ведь отсутствие ярких экранных портретов в значительной степени объясняется тем, что привыкшие иметь дело все чаще со знаменитостями, многие журналисты подчас не умеют найти общий язык с людьми попроще.
Возможно, поэтому так хорошо в последнее время работает в эфире тележурналист из студии "Трио" Антон Туманов. Он не появляется в столицах, живет в глубинке, рассказывая о людях российского Нечерноземья: Вологодской, Ярославской, Костромской областей. Антон знает и любит своих героев. В чем-то похожий на них, такой же скромный, несколько неуклюжий, не по моде одетый - одним словом, типичный житель небольших наших городков.
Туманову нет нужды долго входить в обстоятельства, изучать материал, знакомиться с людьми, прежде чем взять камеру в руки. В эти дни он представлен на экране несколькими сюжетами, снятыми в разных местах и жанрах.
В отличие от иных своих коллег Туманов соединяет рассказ о конкретных людях с серьезной общественной проблемой. Репортаж о плачевном положении с донорством в Костроме, где за 100 граммов крови дают 15 рублей да стакан чая, стал грустным повествованием и о тех, кто нуждается в крови, и о сдающих ее. История военного пенсионера-ярославца, решившего помочь родному городу, где в прошлом году из-за украденной газовой задвижки погибли люди, очень характерна. Придуманное им приспособление оказалось невостребованным земляками.
Журналист умеет обнаружить и объяснить, как говорили еще недавно, "человеческим фактором" сложную общественную проблему. Так, жители села Никольское на Ярославщине доверили Туманову свои основанные на предрассудках страхи: цифра 666 на страницах новых паспортов пугает их, некоторые даже отказываются получать необходимый документ...
О бескорыстном творчестве незаурядных "простых" людей Туманов рассказывает с особой теплотой. Пример - сюжеты о Валерии Дворянове из Череповца, миниатюристе-самоучке, уместившем на маковом зернышке стихи Пушкина, или о вологодских умельцах, скатавших валенок рекордной, полутораметровой высоты...
Все названные сюжеты сняты одним человеком. Все появились в эфире в течение последних двух недель. Все рассказывают о простых людях, которые живут рядом с нами. Вглядитесь в них. Полюбите.