СЕЗОН ОХОТЫ НА "МИРНЫЙ АТОМ"

Вчера заместитель госсекретаря США Джон Болтон заявил, что "если Иран выйдет из договора о ядерном нераспространении, то реактор в Бушере сможет вырабатывать достаточно плутония для производства 30 ядерных бомб".

Способна ли строящаяся нашими специалистами АЭС производить компоненты для ядерного оружия? Мы обратились за комментарием в НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля, где занимаются созданием ядерных реакторов для АЭС.
- Действительно, современные реакторы вырабатывают плутоний - это, так сказать, побочный продукт, - ответили "Труду" в администрации института. - Но, во-первых, в отработанном топливе, которое извлекается из реактора, он содержится в мизерных количествах. А во-вторых, для извлечения плутония требуются сложнейшие технологии, которыми обладают только пять стран - Франция, Великобритания, США, Китай и Россия. Распространение технологий запрещено, за этим осуществляют строжайший контроль МАГАТЭ и Совет стран - ядерных поставщиков. А дойти до них "своим умом" практически невозможно.
Заметим, что такие заявления звучат из-за океана не первый раз. А преследуют они вполне прозрачную цель. Американцы надеются, что рано или поздно вернутся в Иран, и потому не заинтересованы, чтобы Россия укрепляла свои позиции в местной энергетике.
Меж тем для России строительство АЭС в Иране, Индии и Китае осталось одним из немногих способов экспорта высоких технологий. Если уйдем отсюда и с рынка вооружений, то навсегда утвердимся в роли "сырьевого придатка". На что, очевидно, и рассчитывают наши стратегические конкуренты.