Сказки - не салазки…

Деятели кино все чаще ищут вдохновение в иллюзорных сюжетах

Завершившийся 18 июля в Нижнем Новгороде фестиваль нового российского кино в этом году был посвящен теме сказок. Это не значит, что все фестивальные фильмы сняты в популярном нынче жанре. В конкурсе, как обычно, был представлен широкий тематический и жанровый спектр. А вот внеконкурсная и деловая части программы сфокусировались на осмыслении роли сказки в современном кинопроцессе. И тому есть отнюдь не сказочное объяснение.

Если проанализировать финансовые результаты нашей киноиндустрии за последние годы, то легко заметить, что фильмы-сказки, игровые и анимационные, неизменно оказываются в лидерах проката. Кассовые успехи лент «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «По щучьему велению», долгоиграющих франшиз «Иван Царевич и Серый Волк», «Последний богатырь» и «Три богатыря», наконец, «Чебурашки», ставшего абсолютным рекордсменом проката за всю историю нового российского кино, — тому свидетельство. По сути, фильмы-сказки спасли наши кинотеатры после ухода с российского кинорынка «большого Голливуда», они заняли в репертуаре освободившуюся нишу, которую ранее оккупировали голливудские хиты. Вот и в обозримом будущем сказочные сюжеты не покинут киноафишу, несмотря на дороговизну производства. Детские сказки, подростковые фэнтези требуют больших сложных декораций и изобретательных костюмов, но Минкультуры, Фонд кино идут на внушительные затраты. Ведь фильм-сказка на выходе — это всегда семейная история.

Дети не ходят в кино в одиночку — они идут с папой и мамой, дедушкой и бабушкой. В итоге аудитория фильма-сказки вырастает в несколько раз по сравнению со «взрослым» фильмом. И вопрос окупаемости фильмов-сказок, а заодно и привлечения зрителей в залы, выживания кинотеатров, решается как бы сам собой. Не говоря уже о том, что сказки помимо увлекательного зрелища прививают детям уроки добра и справедливости, учат мечтать, сострадать, бороться с опасностями, побеждать:

Но есть у сказочного бума и оборотная сторона. Из-за текущей политической ситуации многие темы в нашем кино оказались жестко табуированы. Сегодня под негласным запретом оказались не только острые современные сюжеты (к примеру, бедность большой части населения, ветхое жилье, убитая экология, произвол силовых структур, отсутствие политических и экономических свобод), но и наше недавнее прошлое. В том числе и тема сталинских репрессий, еще недавно столь значимая для нашего искусства.

Напомню, что ни у государства, ни у частных структур не нашлось денег на производство сериала «Крутой маршрут» по автобиографической книге Евгении Гинзбург, которую рвался экранизировать Павел Лунгин. Не вышел в прокат яростный антисталинский фильм Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал», с тех пор оббежавший многие страны мира. Только в онлайн-кинотеатре появился фильм Андрея Смирнова «За нас с вами» о холодной зиме 1953-го.

А фильму Александра Сокурова с иронически звучащим в данном контексте названием «Сказка», который рассказывает о блужданиях Сталина, Гитлера, Черчилля и Муссолини по лабиринтам чистилища, и вовсе не выдали прокатное удостоверение, сразу положив его на полку. Александру Николаевичу, впрочем, не привыкать: в брежневскую эпоху его фильмы тоже пылились на полке до самой перестройки, а потом с триумфом прошли по фестивальным экранам мира и были удостоены самых престижных наград:

Тематический диапазон нашего кино в последние годы ощутимо схлопнулся, и это заставляет кинематографистов искать убежище в отвлеченных, иллюзорных сюжетах. А в сказке можно укрыться от бурь и злобы дня. Экранизация сказок для части деятелей кино стала этаким бегством от реальности. Вот и сердце Павла Лунгина, лауреата Каннского фестиваля, режиссера резонансных фильмов «Такси-блюз», «Свадьба», «Остров», «Царь», «Братство», успокоилось на постановке сказки «Василиса и хранители времени», которую мы увидим этой осенью. Знаю еще нескольких режиссеров, ранее приверженных остросоциальным темам, которые нынче лихорадочно листают старые сборники сказок...

Но вечно такая ситуация продолжаться не может. Все мало-мальски интересные сказки перенесутся на экран (многие из них уже сейчас экранизируются по второму-третьему разу). Да и зрителям со временем они поднадоедят, как надоели бесконечные фильмы о наших былых спортивных победах. Не зря народом емко сформулировано: сказки — не салазки: не сядешь да не поедешь:

Хлеб любого искусства — это все-таки «живая жизнь» (Лев Толстой). Без попыток осмыслить реальные обретения, противоречия и драмы сегодняшнего дня и нашего недавнего прошлого кинематограф рискует превратиться в музей пыльных декораций в сказочном королевстве кривых зеркал.

А в это время

На разных этапах производства сегодня находится добрая дюжина фильмов-сказок. Среди них «Ворожея» по мотивам славянского фольклора, «Огниво» по Андерсену, новая киноверсия «Буратино». Первыми фильмами в прокате 2025 года (старт намечен на 1 января) станут «Финист. Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города». В планах у кинематографистов также фильмы-сказки «Горыныч», «Морозко», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Молодая Яга»: О своем намерении поработать в популярном жанре заявил самый плодовитый режиссер российского кино Сарик Андреасян. Это будет экранизация пушкинской «Сказки о царе Салтане», к съемкам которой он приступит в 2025 году.

Сказочный бум продолжается.