Оказывается, в Чечне существует некая спецкомиссия, без разрешения которой артист не имеет права исполнить номер на сцене
Интересная новость из Чечни: оказывается, там существует некая спецкомиссия, которая призвана оценивать репертуар местных певцов — проверять музыку, слова и их соответствие национальным традициям. И только после одобрения песни высоким собранием артист имеет право исполнить номер на сцене. Или хотя бы выложить творение в социальные сети...
Тут в других частях России некоторые заметно напряглись — уж слишком все это напомнило о существовавших во времена СССР «худсоветах», которые единолично решали, каким артистам можно работать, а каких следует попридушить. Пошли разговоры о возрождении цензуры. Но так ли это?
Сор из избы вынес лично министр культуры Чечни Хож-Бауди Дааев. Как сообщили местные информагентства, на встрече с артистами чиновник напомнил им о существовании той самой комиссии, с которой чеченским исполнителям, публикующим свои выступления в соцсетях, следует согласовывать исполняемый в республике репертуар.
«Люди прекрасно знают, что, если человек хочет стать артистом, у него должны быть свои песни, свой репертуар. Уже который год по поручению главы Чеченской Республики создана специальная комиссия, которая проверяет аккомпанемент, слова песни и многое другое. Только после одобрения песни комиссией музыка может выйти в народ», — заявил Дааев.
Аргументируя свою позицию, министр пояснил: артисты, поющие «несогласованные» песни или даже просто выкладывающие их в соцсети, могут испортить имидж народа республики. И тем самым способствовать «потере уникального творческого стиля вайнахов и нравственности».
Мало того! По словам чиновника, среди «псевдоартистов» есть даже (о ужас!) девушки, которые, зная о том, что в Чеченской Республике существуют особые правила, не позволяющие уходить от культурных норм, умудряются уезжать в другие регионы и выступать там. Во что они при этом одеваются и что исполняют — пойди-ка проконтролируй. А между тем чеченским артистам стоит носить строгий наряд и демонстрировать скромное поведение, тогда как манеры некоторых из них идут вразрез с нормами, принятыми в местном обществе...
Знаете, а ведь против назиданий нечего возразить. Кавказские традиции действительно требуют от людей и скромности в одежде, и сдержанности в манерах. Кто-то скажет: ага, помним мы эти «традиции» в виде лезгинки посреди московских улиц, порой еще и с салютом в воздух из нарезного оружия. И это тоже правда. Но при этом мы прекрасно помним быструю и жесткую реакцию главы Чечни Рамзана Кадырова на подобные выходки своей молодежи.
«Прошли те времена, когда пели все что можно, танцевали как и что хотели, делали что вздумается. Установлен порядок, в республике есть глава, есть власть, есть дисциплина — шутить никому не позволим», — резюмировал чеченский министр культуры. А приглашенные к нему дружно пошли каяться и заверять, что они «больше так не будут».
Есть такая русская поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Нисколько не желая вторгаться в особенности регулирования культурного пространства Чеченской Республики, я хотел бы задать министру один вопрос. Не хочет ли он распространить свои требования на тех, кто сам чеченцем не является, но при этом носит гордое звание народного или заслуженного артиста этой республики?
Я почему спрашиваю? Достаточно открыть список «удостоенных», чтобы увидеть там, например, Никиту Джигурду и Тимати. Два великолепных образца сдержанной скромности, не правда ли? А уж строгости одежд Николая Баскова или Филиппа Киркорова (тоже народные артисты Чечни) можно, безусловно, только позавидовать.
Список довольно длинный. Почти все там и поют, и танцуют просто как хотят. Некоторые еще и шутят при этом. Пора, пора наводить порядок...
Кстати
В конце прошлого года Рамзан Кадыров в эфире программы «Важная персона» на телеканале «Москва 24» признался, что и сам обладает музыкальными способностями. По словам Кадырова, он с юного возраста был очень музыкальным, любил петь «Три танкиста» и «В лесу родилась елочка». Сейчас, впрочем, не все музыкальные стили даются ему одинаково хорошо — по словам чеченского лидера, больше всего трудностей у него возникает при исполнении рэпа...