Тутта Ларсен: Если просто постучать к соседям, за каждой дверью найдешь сюжет для романа

Известная телеведущая рассказала о шоу молодых фокусников, о воспитании детей и о своей профессии

На ТВ3 прошел финальный этап одной из самых популярных передач этого канала — шоу молодых фокусников «Удиви меня». В роли ведущей выступила Тутта Ларсен, которую большинство зрителей знают по передачам канала MTV Russia, проекту «Девчата» на «России 1» и другим программам. О том, что заставило известную журналистку попробовать себя в непривычной тематике, о каком проекте она мечтает и почему не видит для него места на современном ТВ — наш разговор.

— Отчего вдруг вас заинтересовало шоу фокусников?

— Именно потому, что это не похоже на все, что я делала до сих пор. Кстати, и для ТВ3 это шаг в новом направлении: канал решил расширять формат, отходить от сосредоточенности на мистическом кино, становиться ближе к зрителю, искать талантливых людей и помогать им раскрывать свои способности. Формат шоу «Удиви меня» совершено оригинальный, ни на одном другом нашем телеканале передачи о фокусниках нет. Мы на нем вправду постоянно удивляемся: фокусы происходят у нас на глазах, никаких монтажных подстав, все идет в эфир в реальном времени. Уж не говорю об удовольствии работать в паре с таким прекрасным ведущим, как Оскар Кучера.

— Оскар в беседе с «Трудом» сказал, что эта передача нравится ему камерностью и теп-лотой, которые по определению невозможны в пафосных шоу больших каналов.

— Согласна. Хотя в студии достаточно зрителей. Просто дело в том, что каждый фокусник за время передачи становится тебе немножко братом. Атмосфера очень семейная, все друг за друга болеют — притом что они конкуренты, вылетающих из проекта провожают натурально со слезами.

— Кто из персонажей особенно запомнился?

— Ну вот Андрюша Федоров. Ему 9 лет, из-за перенесенной в младенчестве тяжелой инфекции он до недавнего времени не говорил. Однажды по телевизору увидел фокусы, заинтересовался, попробовал — стало получаться. Развились навыки микромоторики, то есть мелких тонких движений, — а это в терапии известный способ лечения речевых затруднений, — и мальчик заговорил. Благодаря фокусам!

— Не таит ли работа телеведущего опасность потери себя как личности? Сегодня ты подстраиваешься под одно шоу, завтра под другое...

— Мне кажется, наоборот: работа телеведущего — сугубо индивидуальная история. По-настоящему великие телеперсонажи — такие как Александр Гордон или Владимир Владимирович Познер — прежде всего крупные личности, которые любую телевизионную форму наполняют своим содержанием. Когда меня зовут, допустим, на встречу со студентами журфака и просят поделиться профессиональными секретами, я смущаюсь. По большому счету секрет один: быть самим собой. Мой жанр — штучный товар. Вот в чем разница между актером и ведущим. Ведущий в любом жанре выражает себя. А актер перевоплощается в другого, пряча себя глубоко внутри.

— Вы впервые прославились как ведущая музыкального вещания, но теперь его практически не стало. Тот же канал MTV Russia, по эфиру которого вас многие узнали, теперь передает главным образом сериалы и реалити-шоу.

— По моему ощущению, это огромная ошибка — подобным каналам отказаться от музыки совсем. Кстати, так только у нас. На хоть Западе MTV и убрало из логотипа слова «музыкальное телевидение», там осталось много музыки. А вообще, думаю, будущее за интернет-телевидением, где контент будут формировать сами зрители. Однако в России до этого еще довольно далеко, мы сильно отстаем.

— С другой стороны, если вспомнить тот нижайший уровень качества, которым отличается значительная часть нашей попсы, то может, и хорошо, что телевидение от нее отказывается. Вспомните недавнюю премию «Муз-ТВ»: в прессе обсуждались исключительно связанные с ней скандалы, а не сама музыка, то есть конфликт Киркорова и Тимати оказался ярче, чем их песни.

— О вкусах не спорят. Наши звезды научились хорошо записывать музыку в приличных студиях, снимать красивые клипы. Это вечный вопрос — кто кого воспитывает. Работаем ли мы на потребу публики или мы ее образовываем. Хотя не он мне кажется самым важным. Главное — многообразие предложения. Чем хороша западная массовая культура? Там сотни станций, и любой слушатель может найти свой жанр и контент. У нас же меня не устраивает отсутствие выбора. Я совершенно не упрекаю людей, которые смотрят «Дом-2» или слушают Стаса Михайлова, это их абсолютное право. Я только хочу, чтобы у людей с другими вкусами тоже был шанс слышать «свою» музыку на ТВ и по радио.

— Вы своих детей на фокусное шоу не брали?

— К сожалению, не получилось: когда у нас съемки, Лука, как правило, в садике или еще чем-то занят. Он же взрослый человек, школа на носу. Ничего, наступит следующий сезон — обязательно возьму и, может, даже попрошу кого-то из фокусников попробовать его ассистентом на номер. А Марфусеньке только два года, пока не могу ее на такую большую аудиторию выводить, она для этого еще слишком нежный цветочек.

— В детском воспитании вечно борются две теории: либо предельная строгость, когда все дела ребенка расписаны по минутам и послабление смерти подобно, либо «пусть себе ходят на голове».

— Считаю обе крайности неверными. Глубоко убеждена, что ребенка невозможно испортить мудрой любовью. Все мы живые люди, имеем право на личное пространство, мнение, и дети ничем в этом плане не отличаются от взрослых. Надо просто быть с ними честным, не требовать того, чему ты не следуешь сам. Если ребенок неадекватно себя ведет, это не его, а твоя вина: значит, ты что-то не понял, недоглядел, и ему приходится включать экстремальные сигналы, чтобы ты его услышал. Конечно, и я живой человек, мне тоже, случается, не хватает терпения, бывают срывы, агрессия. Но Лука тут же возвращает ее троекратно, это даже не зеркало, а такой страшный бумеранг, что моментально берешь себя в руки и начинаешь держаться прилично. Марфуша — золотой ребенок, обо всем можно договориться.

— Вы человек душевно глубокий, а работаете в такой мишурной сфере, как шоу-бизнес. Никогда не было мыслей бросить его?

— Наверное, были, но до физического действия не доходило. И я бы все-таки не сказала так однозначно, что занимаюсь шоу-бизнесом. Иногда во всей этой, как вы выразились, мишуре удается заняться настоящей журналистикой. Например, мне удалось поучаствовать в создании программы «Обыкновенное чудо» на канале «Звезда». Вышло всего 10 выпусков, но в них мы рассказали удивительные истории людей, которые кого-то тронули, кому-то помогли. Или то, что мы иногда делаем на радио «Маяк» с моим напарником Володей Авериным, — поднимаем какую-то драматичную проблему, а потом слышим в новостях ТВ, что она благополучно разрешилась. Или я помогаю в благотворительных акциях, которые проводят мои друзья из артистического мира, допустим, в пользу детей с синдромом Дауна...

— Если бы вам сказали, что есть возможность организовать свою передачу, что бы вы выбрали?

— Мне бы хотелось сделать передачу о людях. Глубоко убеждена, что ничего более потрясающего, фантастического и невероятного, чем отдельно взятая человеческая жизнь, на свете нет. Если просто выйти на лестничную клетку и постучать к соседям, ты за каждой дверью найдешь человеческий подвиг и сюжет для романа.

Наше досье

Тутта Ларсен

Родилась в Макеевке (Украина) в семье радиофизика и журналистки. Настоящее имя — Татьяна Романенко.

Окончила музыкальную школу по классу гитары, в 1996 году — факультет журналистики МГУ.

Работала ведущей канала MTV Russia с 1998 по 2008 год. С 2007-го — ведущая радио «Маяк». В 2009-м подготовила на телеканале «Звезда» цикл передач о семьях «Обыкновенное чудо». Участвует в ток-шоу «Девчата» канала «Россия 1». Снялась в сериалах «Простые истины», «Слова и музыка», «Обреченная стать звездой» в эпизодических ролях. Экс-вокалистка групп Jazzlobster, Thaivox, I.F.K. и других.