Левада-Центр провел опрос на тему отношения граждан России к официальному оформлению отношений
Хорошее дело, как известно, браком не назовут, даже гражданским. Левада-Центр провел опрос и выяснил, как россияне относятся к штампу в паспорте.
В первую очередь социологи выясняли, как россияне относятся к распространенному ныне гражданскому браку. Перекос в сторону тех, кто за традиционный штамп в паспорте, исчез: 55% признались, что в таком виде отношений нет ничего предосудительного. Конечно, среди молодежи таких больше, но и пенсионеры стали либеральнее — 30% гражданский брак уже не осуждают.
Термин «незаконнорожденные дети» уже давно заменили на «внебрачные» — действительно, где тут отступление от закона? Постепенно менялось и отношение, и сейчас 43% россиян относятся к рождению ребенка вне брака положительно. Ровно половина опрошенных все еще против, но резко отрицательно к деторождению без штампов относится всего одна пятая часть.
Специалисты центра задали вопрос и о возможном снижении и повышении возраста вступления в брак. В том, что 16 лет — еще не возраст для загса, уверены 75% опрошенных. «Я, например, не представляю сейчас свою дочь, которая пошла в
С Марией, кстати, согласны 43% опрошенных Левада-Центром. К повышению брачного возраста до 21 года они относятся положительно или скорее положительно. Правда, чем это объясняется, неясно, потому что 57% участников того же опроса признались, что на уровень разводов в стране это никак не повлияет.
«Люди в основном разводятся либо через год после свадьбы, либо уже в период так называемого кризиса среднего возраста, и возраст вступления в брак на это никак не влия-ет. И для каждой страны этот показатель свой: так, например, в Японии большинство разводов приходится на пенсионный возраст. Дело в том, что японцы не могут ходить в отпуск по личным соображениям, им стыдно, что они уйдут, а кто-то будет за них работать. Получается, что всю жизнь они проводят в офисе, встречаются с супругом только по вечерам, да и то не всегда, и семьи как таковой нет. А когда пара выходит на пенсию, пусть и безбедную — ведь они сами на нее копят, выясняется, что семья состоит из двух совершенно чужих друг другу людей», — комментирует данные опроса семейный психолог Владимир Неволин.