Обзор дачных телепрограмм
Социологи утверждают, что ни в одной стране мира, кроме России, нет такого явления — дачники. Точнее, оно есть, но, во-первых, не носит столь массового характера, а во-вторых, подразумевает нечто совсем иное, нежели у нас. Точные масштабы этого «бедствия» неизвестны. Но судить о них позволяет плотность людей в пригородных электричках по субботним утрам, а также тот факт, что 80% картофеля выращивается у нас на приусадебных участках. С учетом вышеназванных обстоятельств отечественное телевидение, по идее, должно было бы производить кучу программ, адресованных именно этой категории зрителей. А в реальности?
Самой известной программой про загородную жизнь можно считать «Фазенду», выходящую с 2007 года. Смешное название. Кто теперь вспомнит название латиноамериканского сериала, с показа которого это словечко — «фазенда» — стало с иронией применяться по отношению к щитовым домикам на наших 6 сотках?
Тем не менее творческий посыл авторов программы понятен и прост. Вот он: «У каждого дачника есть мечта. Каждому на своем участке не хватает чего-то для полного счастья: Самые нескромные дачные желания исполняются прямо в эфире Первого канала... Авторы программы строят, переделывают, сажают, копают... И получается дача мечты». Кто ж не хочет дачу мечты?
«Все проекты, реализованные в „Фазенде“, — авторский эксклюзив, — читаем мы в пресс-релизе далее. — С программой сотрудничают лучшие российские и зарубежные дизайнеры. Воплощает мечту в жизнь профессиональная бригада строителей: Шанс попасть в „Фазенду“ есть даже у ваших знакомых в России!»
Последняя фраза мне не совсем понятна. Что значит «даже у моих знакомых в России»? То есть у моих знакомых за рубежом шансов попасть в программу больше? И почему у знакомых, а не у меня самого? Ну да ладно, это придирки. Мне как телезрителю интереснее узнать, чем программа может быть мне полезна. А тем, отвечают авторы, что зрителей ждут «полезные советы по строительству, выбору материалов, уходу за садом и преобразованию дома и участка».
Между прочим, в первые годы существования программы все это в ней действительно было. Искушенный дачник быстро вычислял, что из показанного он может использовать на практике, а что ему явно не по карману. Получалось где-то 1:3 не в его пользу.
Но в последние годы программа сильно изменилась. Возможно, свою роль сыграли приоритеты Маши Шаховой, идеолога и продюсера проекта. Когда-то она делала хороший цикл «Дачники», посвященный загородной жизни знаменитостей, рассказывала о быте научной и творческой элиты в Комарово, Переделкино, Болшево. Тогда загородные дома тоже назывались дачами. Но там не сажали картошку, не выращивали огурцы под пленкой, а читали стихи в окружении дорогих сердцу вещей и кустов сирени.
Вот и в «Фазенде» постепенно перестали говорить о грядках. Все больше — об уюте и превращении загородного дома в родовое гнездо. Плохо ли это? Трудно сказать. Но зато красиво. Актуально ли? Вопрос:
Другая популярная программа про загородную жизнь — «Дачный ответ» на НТВ, призванная в подробностях рассказывать о процессе обустройства загородного дома и приусадебного участка. Программа представляет собой целый спектакль, построенный по лекалу «Квартирного вопроса» того же НТВ. Сначала зрителя знакомят с хозяевами загородного дома. Затем те уезжают, а строительная бригада под руководством дизайнера приступает к переделке строений и участка. В финале хозяева возвращаются и восторженно смотрят на содеянное.
Раньше ведущие «Дачного ответа» успевали попутно заехать в гости к какой-нибудь знаменитости, также проживающей вне города. Но потом поняли, что звезды оттягивают на себя слишком много зрительского внимания, а собственно строительные и дизайнерские работы отходят на задний план. И вставки эти из программы исключили. Вместо них появились сугубо дачные кулинарные рецепты (барбекю и прочее).
Но при значительном несходстве «Дачного ответа» с «Фазендой» есть у них и общее — обе программы недемократичны.
Спецканал для спецзрителя Существует также целый круглосуточный телеканал с говорящим названием «Загородная жизнь». Вот, казалось бы, отрада для дачников! А уж если почитать тематические заявки, позиционирующие канал: Передачи его, мол, носят прикладной характер, все идеи и советы могут быть реализованы при любых возможностях пространства и бюджета. Не правда ли, звучит крайне привлекательно?
Но настороженность возникает уже при чтении анонсов. Вот программа «Стройка», например. Анонс начинается так: «Как выбрать участок? Каким материалам отдать предпочтение?» Понятно? Понятно. Интересно? Да. Но вот продолжение: «Кому доверить строительство и обслуживание загородного дома?» Положа руку на сердце, вы часто задумывались о том, кому доверить обслуживание вашей дачи?
Самое время задаться вопросом: если у нас такое количество дачников, то почему же на наших многочисленных каналах практически нет программ, адресованных именно им? Подчеркиваю: им, дачникам, а не владельцам загородных особняков? Ответа вижу два.
Первый: благополучие «Фазенды», «Дачного ответа» и других программ зиждется на рекламе дорогих строительных материалов и техники. Строить с их помощью сарай, пусть и дизайнерский, глупо. Каково сырье — таков и продукт. Очень дорогой то есть. Кстати, почему бы авторам программ не сообщать в титрах: для отделки такой-то поверхности стен вам понадобится столько-то краски такой-то марки, это удовольствие обойдется вам во столько-то тысяч рублей. Поневоле задумаешься и начнешь считать.
Ответ второй. Картинка на телеэкране должна быть красивой. Убогие 6 соток, сорняки, ржавый забор соседей не способны украсить кадр и удержать зрителей у телевизора. Ну разве что грядку в нем будет пропалывать Анджелина Джоли. Что-то же должно радовать зрительский глаз! Остается только уговорить Анджелину.
Флоренс Рубцова, ландшафтный дизайнер:
— Время от времени смотрю эти передачи. Встречаются довольно любопытные идеи. Однако при этом хорошо понимаю, что для большинства рядовых зрителей это всего лишь красивая картинка, не более. У программ «Фазенда» и «Дачный ответ» очень демократично сформулированы названия, но по сути их содержанию больше соответствовало бы слово «вилла». Попытки воплотить в реальность то, что было показано, своими силами и подручными средствами неизбежно ведут к разочарованию.
Кроме того, нельзя не учитывать некоторые особенности нашей дачной жизни. То, что уместно на виллах, находящихся на охраняемой территории, не-уместно на традиционных 6 сот-ках. Если уж у нас крадут банальные сковородки, то что говорить о дизайнерских вещах!
Федор ЖУКОВ, председатель правления СНТ:
— Наше товарищество существует восемь лет. Уже все участки освоены. Конечно, все строились по-разному. Большинство заказывали типовые дома под ключ. И только пять-шесть владельцев делали что-то по индивидуальным проектам.
Но со временем, когда крыша над головой появилась, владельцы начинали что-то придумывать, какие-то изюминки. Один вот сделал альпийскую горку с каскадом фонтанов — говорит, что как раз в телепередаче такой увидел. Ему вроде даже чертежи с программы прислали. Строили, правда, наемные работники. Но все в конечном счете зависит не столько от фантазии, сколько от финансовых возможностей дачника.
— Вот закончу службу, куплю себе «Жигули» и дачу под Рязанью, — думал Штирлиц, подъезжая на «Мерседесе» к своей загородной вилле.
* * *
Наконец-то на свой