Наши доисторические предки владели искусством создания анимированных изображений. К такому выводу пришли французские археологи
Ученые исследовали наскальную живопись в 12 расположенных на территории Франции пещерах, служивших местом стоянки человека эпохи неолита. Анализу подверглись уже известные науке образцы наскальной живописи, а также несколько «новых», неизвестных ранее, рисунков, обнаруженных в пещерах Ла Бом и Шове. Признаки элементов анимации были найдены в 53 древних «картинах». Археологам удалось выделить три основных способа передачи эффекта движения объекта в сюжете.
Движения животных — мамонтов, тигров, антилоп и бизонов — доисторические художники изображали на одном рисунке. Эффект движения достигался добавлением дополнительных контуров. Животных рисовали со множеством голов, ног и хвостов. Наскальные истории с участием человека изображались последовательной серией рисунков. Похождения соплеменников пещерные живописцы рисовали точь-в-точь как современные комиксы: позы и положение героев на каждом элементе могли значительно меняться от «кадра» к «кадру», но в рамках единого сюжета.
Помимо этого французские археологи нашли на местах древних стоянок диски, сделанные из камня или костей животных. Радиоуглеродный анализ показал: их возраст — около 30 тысяч лет. По краям дисков были нацарапаны изображения различных фаз движения людей и зверей. Каждый рисунок лишь незначительно отличался от предыдущего: поза оставалась прежней, изменялось лишь положение конечностей. Схожим образом делают мультфильмы нынешние художники-аниматоры. В центре таких дисков было проделано отверстие — туда вставлялся шнурок, диск закручивался и создавал при вращении иллюзию движения нарисованного объекта.
Ученым удалось найти даже несколько комедийных «мультфильмов» каменного века. Правда, юмор наших далеких предков не отличался особой оригинальностью. Все дошедшие до наших дней анимированные истории повествуют о злоключениях человека, споткнувшегося о камень...
«Новейшие исследования антропологов позволяют утверждать, что почти все древние художники были женщинами, — уверяет старший научный сотрудник Института археологии и этнографии РАН Илья Федоров. — Изучению подверглись отпечатки ладоней под „картинами“ на стенах пещер: считается, что это „подпись“ тогдашних художников. Ладони мужчин и женщин различаются пропорциями и соотношением длины пальцев. Изучив эти признаки, исследователи утверждают: либо древние женщины оставляли „автографы“ под рисунками мужчин, либо сами брались за кисть».