Больше, чем «каля-маля»

«Труд» рассказывает о снимках, в которых воплотилась столетняя история моды

В Мультимедиа Арт Музее Москвы открылась выставка «Больше, чем мода» из собрания фотографа и коллекционера Франца Кристиана Гундлаха. «Труд» рассказывает о снимках, в которых воплотилась столетняя история моды.

Большинство выставок Московского дома фотографии и его директора Ольги Свибловой направлены на то, чтобы разрушить еще существующий в России стереотип: модная фотография искусством быть не может. Нынешняя выставка «Больше, чем мода» — не исключение, тем более что ее куратор Франц Кристиан Гундлах, сам фотограф и коллекционер, в 70-е возвел фэшн-фотографию в ранг высокого искусства и до сих пор утверждает, что модным снимкам место не только на страницах глянцевых журналов, но и в лучших мировых музеях.

Эту выставку от многих других отличает, пожалуй, то, что плохих фотографий здесь вовсе нет. Гундлах выбрал лучшее из своей огромной коллекции: снимки с 1920-х годов до наших дней, в которых воплотилась едва ли не вся история моды и модной фотографии.

Здесь и уравновешенные, «правильные» снимки Ричарда Аведона, работавшего в старейшем модном журнале Harper’s Bazaar, а потом ушедшего в передовой Vogue. Здесь и аристократично-консервативные работы Сесила Битона, в объектив которого попали Марлен Дитрих, Одри Хепберн, Мэрилин Монро. Или провокативные и сюрреалистичные работы Ги Бурдена, для которого самым модным элементом всегда было тело, обнаженное или едва прикрытое одеждой — яркой и всегда сексуальной.

Не могла обойтись выставка и без работ скандального Оливьеро Тоскани, фотографа, ставшего известным в один миг — в 1984 году, когда он сделал серию снимков для компании Benetton. Тоскани стал первым, кто совместил модную фотографию, рекламу и социальный месседж. На его снимках можно увидеть белого младенца, сосущего грудь черной женщины, разноцветные летающие презервативы, молодого католического священника, целующего молодую монахиню, или окровавленную одежду молодого сербского солдата.

Работы Тоскани — одно из лучших подтверждений того, что фэшн-фотография не закончилась вместе с высокой модой. Еще одно подтверждение — снимки американского фотографа Сола Лейтера, который был влюблен в другую моду — уличную (в его случае это Нью-Йорк), и его снимки напоминают кадры из «Завтрака у Тиффани».

Практически все названные фотографы когда-то уже выставлялись в Москве, но никогда еще у нас не было такой полной ретроспективы модной фотографии. Кому-то эти снимки могут не понравиться, кто-то будет их восхвалять, но то, что в них, кроме модной одежды и брендов, есть еще и искусство — несомненно. «Фотография — всего лишь инструмент художника, которым, как и карандашом, можно создать шедевр, а можно нарисовать каля-маля», — говорит Гундлах. А он — со своим безупречным вкусом — точно знает, что хорошая фэшн-фотография — намного больше, чем просто «каля-маля».