ГРАМОТНЫЙ ПИАР И НАДЕЖНЫЙ ТЫЛ

В КОШЕЛЬКЕ У ЗВЕЗДЫ Сегодня его картины есть в лучших галереях мира и частных коллекциях. Портреты, натюрморты, морские виды, пейзажи, сказочные сюжеты... Но путь к признанию он начинал с торговли своими полотнами на Арбате.

- Михаил, есть такое мнение: творчество и торговля несовместимы...
- Я стал первым художником, кто вышел продавать свои работы на Арбат.
Еще студентом я писал маленькие этюды, небольшие пейзажи. И Маша, моя жена, предложила мне попробовать их продать. Что мы и сделали, выставив мои работы на улице - сначала у антикварного салона рядом с метро Октябрьская. Это был смелый поступок, потому что на дворе еще стояли брежневские времена, за "торговлю в не установленном месте" полагалась статья. Помню, жену даже в милицию забирали. Тем не менее, мои работы мгновенно распродались по очень высоким ценам. Я получил первые серьезные деньги в жизни, и это меня окрылило. Благодаря предпринимательской смекалке моей жены наша студенческая семья довольно быстро обрела финансовую независимость от родителей, и мы стали самостоятельной "ячейкой общества".
К счастью, вскоре наступила горбачевская перестройка, и за торговлю картинами на улице в милицию уже не забирали. После Арбата я выставлялся в различных галереях, а сейчас у меня своя галерея, где я могу устраивать выставки других художников, помогать пробиться талантливым людям.
Путь к вершинам очень тернист. Можно быть трижды гениальным, но если ты не участвуешь в выставках, не дружишь с сильными мира сего, ты останешься никому не известным художником.
- Насколько я поняла, ваша жена Мария - ваш главный помощник и сподвижник. Как вы познакомились?
- Мы с ней учились в параллельных группах в Московском художественном училище памяти 1905 года. Преподаватели говорили сокурсникам: "Зайдите в соседнюю аудиторию, посмотрите на работы Сатарова и учитесь у него рисовать". Меня ставили в пример, и Машу это заинтриговало. Когда мы познакомились, то стали испытывать взаимную симпатию, потому что у обоих у нас отличное чувство юмора. Я шутил, Маша подхватывала мои шутки, нам было весело. Но по-настоящему мы сблизились после того, как однажды я одолжил у Маши 1 рубль на обед и сказал, что не смогу его вернуть.
Я родился в очень бедной семье. И в самом начале моей студенческой жизни мне не хватало денег даже на еду.
Маша ответила: "Ну и не надо. Если не будет денег - не отдавай". После этого эпизода мы подружились. Я увидел в Маше доброго, открытого человека. Этим поступком она меня покорила. Я понял, что бесплатными обедами я обеспечен. (Смеется). А на самом деле я отдаю этот рубль всю жизнь. Как муж и жена мы начали жить еще студентами. Потом я отслужил в армии, а когда вернулся, мы поженились. Мы вместе с Машей уже 25 лет. У нас трое детей. И хотя моя жена - хороший художник, она полностью посвятила себя семье. Весь "колхоз" на ней - и дети, и няни, и шофер, и собаки. Быт отнимает много сил. Жена - моя правая рука. Она во всем мне помогает и поддерживает.
- Говорят, за некоторых известных художников картины пишут так называемые "негры" - малоизвестные живописцы...
- Желтая пресса любит писать, что художника Сатарова не существует, а есть шустрый, энергичный и умный бизнесмен Михаил Сатаров, который раскрутил свой бренд, умело занимаясь пиаром, и на самом деле на него работает группа художников. Некоторые искусствоведы утверждали, что один человек не в состоянии так много уметь: писать портреты, морские виды, русский и европейский пейзаж, работать в стилистике фэнтези, сюрреализма, символизма.
Тем не менее я работаю один - это факт.
Привлекать или не привлекать помощников - каждый художник решает сам. Многим великим художникам - Микеланджело, Рубенсу, Айвазовскому, Брюллову - помогали работать их ученики. Они делали подмалевок - часть работы. Я знаю, что "негров" нанимают художники, которые подделывают мои картины.
Но сам я работаю так кропотливо, что помощников найти невозможно. Мою манеру письма часто называют "маниакальной", "ювелирной". Во всем я стремлюсь к фотографической точности - в хорошем смысле этого слова. Я работаю очень тонкими кисточками, и если пишу, скажем, сосну, то тщательно прописываю каждую иголочку. Я думаю, что главная задача художника - удивлять зрителя не только гениальной идеей своей картины, но и потрясающим техническим исполнением, мастерством.
- Тем не менее ваши картины часто подделывают. Как же так?
- Везде, где есть художественный рынок, в любом российском городе и даже в Ближнем Зарубежье - на Украине и в Белоруссии, - можно найти копии моих работ. Художники покупают буклеты, копируют работы и подписывают своим именем. Получается, что я кормлю своим творчеством их семьи. И, я думаю, - пускай копируют. В каком-то смысле мне это даже льстит. Искусствоведы спорят, кто в России лучший художник. Но ответ очевиден. Кого больше копируют - тот и лучший. То есть Михаил Сатаров. Я только молю Бога, чтобы Он мне дал здоровья и возможность подняться на еще более высокую ступень и делать еще более классные и качественные работы.
Знаете, любой талант - это Божий дар. Но кому много дано, с того много и спросится. Поэтому я очень много работаю, я настоящий трудоголик, абсолютно не умею отдыхать. А вот когда журналисты берут интервью, я говорю: "Ребята, у меня только два недостатка - гениальность и скромность".
- Вы боретесь с нарушениями авторских прав?
- Бывает, что издают календари с репродукциями моих картин, посвященных старой Москве. Я звоню в издательство и спрашиваю: "Чьи это работы?", а в ответ слышу: "Это художник М.Сатаров, который умер в конце ХIХ века". Вот такое нарушение авторских прав. Бороться с этим бесполезно, а ведь мне нужны деньги, чтобы писать новые картины. Как говорил Джек Лондон: "Деньги - это отчеканенная свобода".
Михаил Сатаров
родился 3 октября 1963 года.
В 10 лет начал заниматься живописью в художественной студии.
В 1992 году окончил Московский государственный художественный институт имени Сурикова.
Семья: жена Мария и трое детей - сын Миша и дочери Саша и Маша.