Планы пекинских властей относительно экспансии юаня стали очевидны в 1997-1998 годах. В это время разразился кризис, который обвалил сначала азиатские рынки, а потом прокатился по всему миру. В России тоже случился дефолт, курс рубля упал, иностранные инвесторы бросились изымать деньги. Китай оказался едва ли не единственной развивающейся страной, которая не уронила курс национальной валюты. Больше того: огромные золотовалютные резервы позволили Банку Китая отразить серии атак международных спекулянтов на гонконгский доллар. Конечно, потери были ощутимые, зато в итоге выпал "сектор Приз". Стабильный курс юаня, который установил и держал Пекин, заставил соседние страны после кризиса пересмотреть финансовую политику и перевести юань в разряд основных резервных валют.
Не меньший выигрыш принесла жесткая валютная политика в торговле. Стабильный курс юаня по отношению к доллару создал конкурентные преимущества китайским экспортерам, которые совершили экспансию на рынки развитых стран. Благодаря стабильному юаню Китай стал очень привлекателен для инвесторов из стран, где темпы инфляции опережали снижение курса валюты. Китай был одним из немногих мест на планете, где деньги нерезидентов по меньшей мере не дешевели, а приносили солидные доходы. Не удивительно, что в эту гигантскую ценовую котловину китайского хозяйства стекались и продолжают стекаться капиталы и оставшиеся без работы в силиконовых долинах программисты, открываются сборочные производства крупнейших концернов и внедряются самые передовые технологии.
В начале ХХI века западные державы во главе с США предприняли колоссальные усилия, чтобы заставить отказаться от стабильного курса юаня. Конгрессмены инициировали расследования в рамках ВТО, Пекину грозили экономическими санкциями и введением эмбарго на ряд высокотехнологичных товаров. В конце концов китайцы пошли на частичные уступки, но от жесткой валютной политики не отказались.
Вашингтон продолжает настаивать, что китайская валюта по-прежнему недооценена, что это результат манипуляций финансовых властей, имеющих целью получить преимущества в торговле. Но у Пекина теперь есть чем крыть. Последние два года США сами взяли курс на ослабление доллара, чтобы сократить дефицит внешнеторгового баланса и поддержать своих производителей. Получается, пример китайцев для американцев оказался заразителен.