Начали с пресс-службы канала "Россия", где нам коротко ответили, что "потребуется определенное время, чтобы согласовать с ФСИН отдельные части сериала. И как только это будет сделано, зрители увидят фильм".
Когда же это произойдет? За разъяснениями "Труд" обратился к Александру Сидорову, руководителю пресс-службы ФСИН России.
- Александр Николаевич, в вашем ведомстве уже успели просмотреть "Тюрьму особого назначения"?
- Нет. Прошло мало времени, это все-таки сериал, а не фильм.
- Ваши сотрудники намерены внести в телепроект свои правки?
- Если в этом появится необходимость. При участии ФСИН снимается большое количество художественных и документальных лент. Мы консультировали Кирилла Набутова, когда он снимал проект "Наказание. Русская тюрьма вчера и сегодня", создателей фильма "Острог. Дело Федора Сеченова", режиссеров, снимающих продолжение таких фильмов, как "Москва слезам не верит", "Джентльмены удачи"... Схема сотрудничества нашего ведомства с производителями кинопродукции всегда одинакова. К нам поступает заявка на съемку, мы читаем сценарий, пишем свои замечания и пожелания, после консультируем на съемочной площадке, а зачастую приезжаем и на монтаж картины. Компания, которая сняла "Тюрьму особого назначения", в течение двух дней посещала одно из наших учреждений, а после исчезла. В результате фильм был заявлен в эфир без нашего участия и консультаций. И мы не можем предположить, что же в итоге зритель увидит с телеэкрана.
- И поэтому сериал был снят вами с эфира?
- У нас нет ни прав, ни полномочий снимать телепроект с эфира. Мы просто выразили свои сомнения руководству телекомпании. И на самом канале было принято решение отложить премьеру проекта. Поэтому все заявления о том, что "руководство Федеральной службы исполнения наказаний превратилось в орган цензуры", по крайне мере смешны!
- Однако создан прецедент, когда руководитель любого ведомства может позвонить на телеканал и заявить: "Мы сомневаемся в достоверности отснятого материала"...
- Я бы не драматизировал ситуацию. Но вот сейчас на канале НТВ идет нашумевший сериал "Зона". Мало того, что там показана одна "чернуха", так создатели сериала переврали все реалии, связанные с работой уголовно-исполнительной системы нашей страны. Совершенно непонятно, где происходит действие горе-проекта: то ли в исправительной колонии, то ли в следственном изоляторе, то ли в тюрьме. Я уже не говорю о том, что в сериале по режимной территории бегают люди с оружием, чего в жизни никогда не бывает. И таких ляпов сотни, мы писали об этом руководству канала. И страхи по поводу цензуры здесь ни при чем. Вот недавно телекомпания Би-би-си отказалась от трансляции проекта о королеве Великобритании в связи с тем, что уже в анонсе фильма содержались грубейшие накладки. И это абсолютно спокойно восприняли англичане, а вот наши СМИ очень болезненно относятся к тому, что мы пытаемся предотвратить ляпы в телепроектах.
"Тюрьму особого назначения" по заказу телеканала "Россия" сняла кинокомпания "Президент-фильм". На ее счету такие известные сериалы, как "Каменская", "Дальнобойщики", "Сармат"... В новой работе киношников, снятой по одноименному детективу Валерия Горшкова, сюжет разворачивается в середине 90-х годов. Под Вологдой, в стенах бывшего монастыря находится единственная в России тюрьма для помилованных убийц - тюрьма особого назначения. По сценарию администрация зоны организовала там цех по производству наркотиков, и герой-одиночка из управления собственной безопасности ФСИН борется с этим преступным бизнесом.
Кстати, нам удалось увидеть отрывки из этого сериала. С уверенностью можно сказать одно: зрителей порадуют актерские работы Андрея Руденского, Александра Пескова, Михаила Богдасарова, Геннадия Матвеева, Бориса Хмельницкого. Но вряд ли сериал затмит такой проект, как "Бригада", или же шокирует зрителя, как пресловутый проект "Зона". Это становится понятно практически через несколько минут просмотра. Стоило ли его в экстренном порядке изымать из эфира, создавать нездоровую шумиху?
- В чем истинная причина этого конфликта? - этот вопрос мы адресовали Арсению Суховерхову, редактору кинокомпании "Президент-фильм":
- Я думаю, что речь идет о перестраховке и со стороны ФСИН, и со стороны телеканала. Почему нас до просмотра фильма подозревают в том, что мы стремимся кого-то очернить? Каждый должен заниматься своим делом. ФСИН, например, - курировать исправительные учреждения, занимающиеся исполнением наказания. А мы пока находимся на свободе, и странно, что эта структура регулирует нашу деятельность. Абсурдна сама ситуация, когда художественное произведение, в котором действуют вымышленные персонажи, может быть подвергнуто подобному вмешательству. Другое дело, если бы мы, например, заявили, что наш фильм основан на реальных событиях и в нем отражены биографии реальных людей. Тогда реакция ФСИН была бы правомерной. Если подходить к картине по тем критериям, которые нам продемонстрировали чиновники из ФСИН, то любое жанровое кино можно снять с эфира. Потому как оно тем или иным образом порочит ту или иную государственную структуру: милицию, пожарных, налоговиков...
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Михаил ДЕГТЯРЬ, руководитель студии "Репортер" на канале ТВ-Центр, член Академии российского телевидения:
- Я считаю, что телевидение само должно решать, что ставить в эфир, а что нет. А иначе можно прийти к абсурдной ситуации, когда для того, чтобы снять фильм, скажем, о евреях, необходимо будет обращаться в министерство по делам евреев, а чтобы снять сюжет о кошках, неужто в ведомство по кошачьим делам?