Подробности этого дела ужасают. Рядовой Лазарев был грамотным, здоровым парнем. С отличными оценками закончил сначала техникум, а потом первый курс Челябинского института экономики и права. Прослужил в разведывательной роте ровно год. Если, конечно, то, что там происходило, можно назвать службой. По сведениям фонда "Право матери", незадолго до гибели отцы-командиры отправили Ярослава торговать на екатеринбургский рынок. Даже жил солдат в городе. Очевидно, с точки зрения начальства рядовой Лазарев на рынке что-то сделал не так. В роковой день приволок его в часть сам командир разведроты капитан Денис Шаковец. Велел "дембелям" Маеру и Чефонову за руки и за ноги привязать Ярослава к решетке оружейной комнаты. По приказу офицера беспомощного солдата долго били ремнями. Потом пропустили по телу электроток... Сердце парня не выдержало. Произошло это 5 декабря 2003 года.
Непосредственных участников убийства осудили. Но только тех, кто орудовал ремнями и прилаживал к телу электропровода. А капитан Шаковец, как ни странно, отделался условным сроком. В фонде "Право матери" Лазаревой посоветовали подать иск о компенсации морального вреда, вызванного смертью сына, и взялись представлять ее интересы в суде. По мнению правозащитников, за причиненное горе военные должны были ей 10 миллионов рублей. Однако судьи, руководствуясь какой-то только им ведомой "бухгалтерией", уменьшили сумму в 20 раз.
- И то это большая редкость. Можно считать победа, - сказала "Труду" ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. - Еще недавно родители солдат, забитых до смерти на службе, могли рассчитывать по искам к Минобороны максимум на 20 тысяч рублей. И тяжбы эти тянулись бесконечно долго, снова и снова добавляя страданий несчастным матерям и отцам.
Вот и в случае с делом рядового Лазарева, как сообщила нам председатель правления фонда "Право матери" Вероника Марченко, ответчики в погонах всячески юлили и пытались доказать, что мать солдата не заслуживает никаких денег. И вообще, по словам представлявших интересы Минобороны военных юристов, во всем виноваты семьи и общество, воспитавшее таких моральных уродов, как истязатели погибшего солдата. А значит - конкретно, кроме них, не виновен никто.
Поражает и то, что воинская часть, в которой служил Лазарев, уже не первый раз расплачивается за зверства по отношению к молодым солдатам. Три предыдущих иска фонд "Право матери" к екатеринбургским защитникам Родины тоже выиграл.
А всего же размер судебных исков к Минобороны только в 2003 году составил, по словам Валентины Мельниковой, 39 миллиардов рублей. В Главной военной прокуратуре, куда мы обратились за разъяснением, может ли в действительности набежать такая колоссальная цифра, от комментариев предпочли воздержаться.