ЕКАТЕРИНА ГУСЕВА: Я ПОКОРИЛА АМЕРИКУ В РАЗОРВАННОМ ПЛАТЬЕ

После телесериала "Бригада" она стала нарасхват. Самые известные кинорежиссеры предлагают Гусевой роли на выбор, Валерий Меладзе приглашает ее в свои концертные программы, того и смотри, она скоро станет популярнее современных поп-див. На днях Кате исполнилось 30 лет. Свой первый юбилей актриса отметила в узком семейном кругу в крымском захолустье, где ее не доставали папарацци. К счастью, звездный дождь не испортил молодую актрису, она проста и естественна в общении, умеет слушать и слышать, а когда ей делают комплименты, то краснеет, как юная девушка.

- Катя, давайте начнем беседу с "если бы". Как вы думаете, если бы не было знаменитого мюзикла "Норд-Ост" с вашим участием, вас бы пригласили в театр Моссовета, стали бы снимать в кино? Или вы так бы и работали в театре Марка Розовского, куда пришли после окончания Щукинского училища?
- Ну и вопросик вы мне задали, сразу не ответишь... Конечно, нам не дано предугадать свою судьбу, и тем не менее от характера тоже многое зависит. Ну а поскольку я человек любопытный и в какой-то степени авантюрный, то, думаю, со временем мне стало бы тесно в театре "У Никитских ворот", и я бы попробовала что-то еще. Ведь как возник "Норд-Ост"? В какой-то газете случайно я прочитала, что объявляется кастинг на участие в мюзикле по роману Каверина "Два капитана". И сразу же загорелась выступить в нем, так как с детства люблю эту книгу. Меня не смущало, что я никогда не занималась вокалом, не знала нотной грамоты, что в конкурсе участвовали девочки из Консерватории, Гнесинки. Просто мне казалось: если я не сыграю главную героиню, то умру. И представьте, меня выбрали среди сотен претенденток. Это было похоже на чудо! Тем более что это был истинно русский мюзикл, а не копия западного образца.
- Скажите, а когда террористы захватили "Норд-Ост", вы тоже были среди заложников?
- Нет, накануне я поменялась со своей напарницей и в тот трагический вечер играла она. А когда я узнала о случившемся, - думала, с ума сойду, рвалась к своим ребятам, хотела им помочь. До сих пор не могу спокойно вспоминать об этом.
- Итак, благодаря "Норд-Осту" вы запели, а Павел Хомский после посещения спектакля пригласил вас в Театр Моссовета?
- Да, он искал героиню для своего мюзикла "Странная история доктора Джекила", и тут я ему подвернулась. В какой-то степени этому приглашению способствовал и телесериал "Бригада". Саша Домогаров рассказывал мне, как во время гастролей театра в Израиле актеры смотрели по телевизору этот фильм и досконально изучали меня.
- Если честно, то больше всего вы мне нравитесь в роли Стеллы в спектакле Юрия Еремина "Трамвай "Желание". Так точно изобразить состояние женщины, готовящейся стать матерью, способна не каждая актриса.
- Но ведь у меня уже был опыт вынашивания своего сына, который сейчас перешел во второй класс. Став мамой в 23 года, я не понимала, почему женщины во время беременности отодвигают своих мужей на второй план, по крайней мере, у меня такого не было. Мне казалось, что я еще больше люблю своего Володю. Наверное, поэтому и предложила режиссеру, чтобы Стелла спускалась на зов мужа прямо с балкона, по канату. Все говорили, что в ее положении такое невозможно, но я все-таки настояла на своем, потому что, когда женщина любит, то в любом состоянии способна рисковать.
- Катя, вам не кажется, что со своей открытостью вы можете сильно навредить себе, и вашей доверчивостью будут пользоваться?
- Ну, что тут поделать, такая уж я уродилась... А потом, знаете, открытостью можно обезоружить любого подозрительного человека. Правда, некоторые думают, будто я играю, изображая из себя простушку.
- Выходит, отрицательные роли вам противопоказаны?
- Для меня сыграть отрицательную роль - равносильно подвигу, потому что признать в себе наличие чего-то гаденького, мелкого, непросто. Но это сидит в каждом из нас, только одни люди не хотят признаваться в своих недостатках, а другие борются с ними.
- Вы ведь по знаку зодиака Рак, а это, как правило, закрытые люди, предпочитающие одиночество. Но вы актриса и должны постоянно бывать на публике. Скажите, вас это утомляет?
- Я бы покривила душой, если бы сказала, что всеобщее внимание раздражает меня, а известность утомляет. Правда, некоторые актеры говорят, что слава их не волнует. По-моему, они лукавят. Не скрою, иногда мне хочется уединиться, скрыться, стать незаметной, но это плохо получается. Меня постоянно приглашают на разные вечера, встречи...
- Вам не жалко тратить время на эту белиберду?
- Видите ли, для меня это единственная возможность увидеть людей, которых я когда-то потеряла. Например, снимается какой-то фильм, и люди в течение 4 месяцев находятся в такой тесной спайке, что становятся чуть ли не родственниками, а потом разбегаются - и все. Мне же всегда хочется продолжить общение. Поэтому так называемые тусовки - это то место, где можно встретиться и поговорить с дорогим для тебя человеком.
- В последнее время вы стали выступать на эстраде с сольными номерами. Это что - ваше новое увлечение?
- Ну, коль у меня прорезался голос, то почему серьезно не заняться вокалом? Вы не поверите, но после "Норд-Оста" я стала, где-то после семи вечера, петь. Это происходит непроизвольно и похоже на условный рефлекс собаки Павлова, когда именно в это время я начинаю выводить мелодии. Поэтому я очень благодарна Леониду Серебренникову, предложившему мне программу русских романсов, а также Сереже Крестовскому, специально написавшему для меня песню для Новогоднего огонька. Когда мы с Валерием Меладзе исполнили в Кремлевском дворце песню "Актриса", меня распирало от счастья. Такой огромной аудитории я ни разу не видела в своей жизни. В то же время мне не хочется уподобляться современным поп-дивам, надо найти что-то свое. Но петь я уже никогда не брошу, как и в кино не перестану сниматься, если, конечно, будут приглашать.
- Катя, а вы помните свою первую картину?
- Конечно, это был фильм "Змеиный источник", где режиссер Николай Лебедев буквально водил меня за ручку и я все впитывала как губка, наблюдая за игрой Ольги Остроумовой и Жени Миронова. В кино мне всегда везло на талантливых партнеров. В "Часе пик" я играла с Костей Хабенским, а когда Константин Худяков снимал картину "Он, она и я", то Саша Галибин настолько раскрылся передо мной как человек, что я, не задумываясь, пошла за ним.
- Как вы прореагировали на колкости критиков в адрес телесериала "Есенин", в котором тоже снимались?
- Честно сказать, мне было обидно не за себя, а за Сергея Безрукова, ибо он феерический артист. Его только надо направить в нужную сторону, а для этого нужен крепкий режиссер. Иногда же бывает так, что режиссер мешает актерам играть.
- Но у вас-то были счастливые встречи с режиссерами?
- Однажды у меня была такая замечательная встреча с Бахтияром Худойназаровым, предложившим мне главную роль в своем фильме "Танкер "Танго". От радости я прыгала до потолка, а одна актриса сказала: "Гусева, ты ему должна за это памятник поставить". И я, клянусь, поставлю. У моего мужа есть мастерские по изготовлению декораций, где работают и скульпторы. Так вот я попрошу кого-нибудь из них вылепить бюст Худойназарова и подарю ему. Два лета подряд мы провели с ним на съемках в Крыму. Мы жили на море и снимали во время шторма в шесть баллов, когда вода заливала все вокруг, и я, в роли рыбачки Анны, спасала сети, захлебывалась в волнах. Как ни странно, но именно в тот момент мне хотелось воскликнуть: "Остановись мгновенье, ты прекрасно!" Мой сын Леша тоже был со мной на съемках и, представьте, ни разу не заболел, благодаря морю мы избавились от постоянных ангин.
- Ваш сын не любит, когда вы уезжаете в киноэкспедиции?
- Когда был маленьким, то постоянно ездил со мной, а теперь у него три школы: общеобразовательная, художественная и спортивная. Над ним трясутся две прабабушки и две молодых бабушки - моя мама и мама Володи. Так что, когда я возвращаюсь домой, то вижу, что он прекрасно обходится без меня, и мне становится обидно, потому что я ревнивая мать. Вчера мы с Лешей ездили в Ледовый дворец кататься на коньках, так как я решила участвовать в новом телевизионном проекте "Танцы со звездами на льду", но на коньках не стояла с семи лет.
- Создается впечатление, что вы постоянно ищете приключений.
- Да нет, я не ищу приключений, они происходят сами собой. К примеру, все складывалось так, что я не должна была ехать с фильмом "Курсанты" на телевизионную премию "Эмми" в Америку. Получив приглашение слишком поздно, я на каком-то вечере пожаловалось одному высокопоставленному лицу, что, к сожалению, не смогу пройтись по звездной дорожке за океаном, а хотелось бы. "Приходите завтра в американское посольство", - произнес мой спаситель. Рано утром я примчалась туда на собеседование и уже через несколько минут получила визу, причем на пять лет. Красивое голубое платье я тоже достала в одночасье у своих знакомых, и первое, что сделал во время церемонии режиссер Андрюша Кавун, так это наступил на шлейф и оторвал его. Что не помешало мне покрасоваться перед фотообъективами и познакомиться с Хиллари Клинтон.
- На последнем московском кинофестивале, где вы тоже прошли по звездной дорожке, очень много говорили о фильме Бертрана Блие "Сколько ты стоишь". Вы не обидитесь, если я спрошу: сколько вы стоите?
- Я не знаю, как мне ответить на этот вопрос. Если впрямую, то могу сказать, что недавно подписала контракт с рекламной фирмой "Кенон", занимающейся фото- и видеопродукцией, и теперь в течение года мой "фейс" будет красоваться на каждом столбе. Вы даже не представляете, какие это огромные деньги, голова может закружиться... И это при том, что мы с мужем живем не бедно. А с другой стороны, наша жизнь настолько непредсказуема, что сегодня ты на коне, а завтра... К тому же мы с Володей не собираемся останавливаться только на одном ребенке и мечтаем иметь много детей. Ну а если отвечать на ваш вопрос в глобальном масштабе, то ни я, ни вы не имеем цены, мы - космос, а он бесценен.