ЗОНА ПОМОЖЕТ СЛЕЗТЬ С ИГЛЫ

Избавлять российскую экономику от сырьевой зависимости правительство собирается с помощью особых экономических зон (ОЭЗ). Госдума на последнем перед каникулами заседании приняла закон, стимулирующий создание в стране своего рода инкубаторов передовых технологий. Но это будет дорогим удовольствием: право на налоговые льготы получит предприниматель, который готов вложить в наукоемкое производство не меньше 10 млн. евро.

Напомним, что история создания ОЭЗ в России насчитывает больше 10 лет, и опыт накоплен большей частью негативный. Территории, получавшие налоговые и иные льготы, быстро превращались в "черные дыры", откуда из страны утекали большие деньги. Практически все эти проекты правительство вынуждено было закрыть.
В Минэкономразвития, где родилась идея новых экономических зон, обещают, что теперь все будет иначе. Хотя полной уверенности в этом нет даже у Германа Грефа, который весной на заседании правительства признал, что наши бизнесмены весьма изобретательны и "придумают что-то такое, до чего не додумались американцы и индусы". По плану ведомства зоны поделят на две категории: промышленно-производственные (с территорией до 20 квадратных километров) и технико-внедренческие (площадью до 2 кв. км). Срок деятельности ОЭЗ на территории конкретного муниципального образования ограничен 20 годами.
Получить членскую карточку резидента промышленной ОЭЗ можно будет только вместе с обязательством уплатить 10 млн. евро в качестве капитальных вложений в проект. Условия создания "инкубаторов" будут достаточно строгими: земля и недвижимость не перейдут к юридическим лицам и гражданам, а останутся в государственной собственности. Все вложения в проекты пойдут на паях с частным бизнесом, причем федеральный центр и муниципальные образования будут иметь равные части в уставном капитале. Совершенно очевидно, что на такие условия могут согласиться только серьезные и богатые инвесторы.
Взамен предприниматели получат набор льгот, который, по идее, должен перекрыть понесенные издержки и риски вложения денег. В МЭРТ обещают установить порядок, при котором нельзя проводить плановые проверки контрольных органов чаще, чем раз в три года. Для "промзон" введут ускоренную амортизацию и снизят налогооблагаемую базу на затраты, относимые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Еще больше льгот для технико-внедренческих зон. Максимальную ставку ЕСН снизят с 26 до 14 процентов. В проект закона депутаты также внесли льготы по налогу на прибыль и на имущество, а также избавили арендаторов земельного налога.
Со своей стороны, государство на этот проект выделит из бюджета в 2006 году 6 млрд. рублей. При этом уже ясно, что деградирующим предприятиям эти деньги не достанутся. На "свободных землях" разрешено создавать только новые производства.
Эти идеи не нравятся Минсвязи, где считают, что закон стимулирует территориальное, а не отраслевое развитие. Налоговые преференции не перекроют затраты на перерегистрацию и перемещение в технопарки производственных мощностей существующих IT-компаний. В итоге передовая отрасль российской экономики не только не получит налоговых льгот, но вообще останется за бортом новаций. В ответ Г. Греф заявил, что "компьютер - это инструмент, а у нас для молотка льготы не предусмотрены".
В ближайшее время Минэкономразвития собирается расширить сферы применения ОЭЗ, распространив действие закона на туристско-рекреационные зоны. В первую очередь на стимулирование развития туризма может рассчитывать близкий к теплому морю Краснодарский край и Сибирь с ее алтайскими и байкальскими красотами.
А пока планируется создать 10 технопарков, каждый из которых, по расчетам правительства, потребует вложений в 100 - 150 млн. долларов. Впрочем, в экономическом ведомстве уверены, что все они способны быстро окупиться. Заместитель министра Андрей Шаронов подсчитал, что одна "зона" способна ежегодно производить продукции на 6 млн. долларов, приносить в казну около 1 млрд. рублей налогов и обеспечивать работой 14 тысяч человек. А в части привлечения инвестиций можно рассчитывать на сумму не меньше 330 млн. долларов. Однако многие эксперты считают, что пока рано делить шкуру неубитого медведя, вспоминая о потерях страны в "зонах", деятельностью которых до сих пор занимаются фискальные органы.