Известно, что к проблеме хранения и переработке ОЯТ иностранного производства в нашей стране отношение неоднозначное. Если ученые в большинстве своем одобряют этот шаг, то некоторые политики и общественность проявляют озабоченность: где гарантия, что не произойдет никаких экологических или техногенных катастроф?
Между тем нелишне напомнить, что отработавшее ядерное топливо в Россию завозится уже полстолетия, и ни одной нештатной ситуации в связи с этим пока не было.
Обращение с ОЯТ - очень прибыльный бизнес: хранение одной тонны топлива приносит доход в миллион долларов. Принимая в свои хранилища радиационные материалы, Россия получает возможность направлять значительные средства на экологические программы, развитие высоких технологий, социально-экономические цели. Как известно, год назад президент Владимир Путин подписал законы, позволяющие ввозить ОЯТ иностранного производства. В течение двадцати лет в Россию поступит порядка 20 тысяч тонн облученного топлива, что принесет стране 20 миллиардов долларов.
С экономической выгодой все ясно. Но возникают иные вопросы: откуда будет ввозиться ОЯТ, располагает ли страна мощностями, готовыми принять такие объемы топлива, где будут храниться ядерные отходы?
Как говорят специалисты, отработавшее ядерное топливо - это не отходы, а полноценное сырье, которое после хранения и переработки вновь готово к употреблению. Утилизации подвергается ничтожно малая его часть.
Ввозиться материал будет прежде всего из тех стран, где Россия строит атомные электростанции, - из Индии, Ирана, Китая.
На днях в составе комиссии, побывавшей в Поднебесной в рамках подготовки к визиту премьер-министра России Михаила Касьянова в Китай (он состоится в 20-х числах августа), делегация МЭ посетила строящиеся объекты - два блока Тяньваньской АЭС. В 2004 году эта атомная электростанция даст первый ток. Однако из Китая в Россию ОЯТ поступит всего лишь несколько раз, после чего его начнут перерабатывать на месте.
Ясно, что России необходимо тщательно подготовиться к приему больших объемов отработавшего ядерного топлива. Но где взять средства на строительство необходимых мощностей? Атомщики предлагают свой выход - использовать свободные мощности хранилища на горно-химическом комбинате в Железногорске (Красноярский край), которые заполнены лишь наполовину. Загрузив только две тысячи тонн иностранного топлива (что значительно меньше, чем может принять хранилище), Россия получит миллиард долларов. Из этой суммы 350 миллионов можно пустить на строительство сухого хранилища ОЯТ объемом в 80 тысяч тонн. Этих мощностей хватит надолго.
Несмотря на внутрироссийские споры по поводу ввоза отработавшего ядерного топлива, не следует забывать о том, что на мировом рынке ОЯТ идет жесткая конкуренция. Россию туда конкуренты стараются не пускать: развитым странам гораздо выгоднее покупать у нас углеводородное сырье, чем высокие технологии. Получив право на переработку 20 тысяч тонн облученного топлива, наша страна займет 10 процентов мирового рынка ОЯТ.