МАСТЕРА МАШИННОГО ДОЕНИЯ

Цены на бензин в России к середине июля приостановили стремительный рост. Видимо, это дало повод правительству успокоить автовладельцев. Информагентства распространили заявление представителя Минэкономразвития о том, что удорожание бензина "в июле еще будет наблюдаться, но в августе, возможно, произойдет снижение цен". Вот только цены в условиях рынках чиновников не слушаются.

ВЫЯСНИТЬ реальную картину на столичных бензоколонках труда не составило. Практически на всех АЗС ценники прежние, Аи-92 - по 10, Аи-85 - по 11 рублей за литр. Заправщики на вопрос, будет ли дешеветь бензин, только разводят руками: "С какой стати ценам падать, когда на дворе лето и топливо раскупается в авральном режиме - только успевай заправлять машины?"
Еще недавно бензин был дешевле. Госкомстат посчитал, что за первую неделю июля повышение цен на бензин в России составило 0,7 процента. Причем более всего - на 1,1 процента - подорожал самый ходовой бензин марки Аи-92. Средняя цена на автомобильное топливо за этот период составила 8,89 рубля за литр. При этом "92-й" в среднем по России стоил 9,59 рубля. Недельный мониторинг зафиксировал удорожание бензина в 33 регионах страны. В 47 субъектах Федерации топливо осталось на прежнем уровне. Снижение цен зарегистрировано только в 8 регионах, где добывается и перерабатывается нефть. В Москве бензин марок Аи-92 и Аи-95 подорожал на 0,2 и 0,3 процента, соответственно.
Получается, прогноз министра по антимонопольной политике Ильи Южанова, что к концу года бензин марки Аи-92 будет стоить 10,5 рубля за литр, кажется более вероятным, чем оценки Минэкономразвития. В том числе и потому, что рынок ГСМ фактически неуправляем. Во всяком случае попытки территориальных подразделений МАПа в Нижегородской области и на Ставрополье поймать за руку нефтяников, которых министерство подозревало в стремлении держать цены на высоком уровне, пока не увенчались успехом. Доказать факт сговора в России крайне сложно по целому ряду причин. Крупным нефтяным компаниям принадлежат почти все нефтеперерабатывающие заводы и до половины заправочных станций в стране. То же самое относится к крупным нефтебазам. В такой ситуации вертикально интегрированная компания имеет возможность диктовать перепродавцам бензина свои цены. К тому же в регионы поделены между крупными компаниями, они на местном рынке сами себе хозяева. В нашем случае нефтяники дотянули цены до максимально выгодного потолка и теперь могут спокойно выдерживать конкурентное равновесие. Попробуй докажи, что они полюбовно сговорились "доить" автовладельцев.
В общем, уповать на эффективность действий "антимонопольщиков" потребителям не приходится. Остается надеяться, что правительство понимает, что стоимость бензина изменяется не столько по прихоти нефтяных олигархов, сколько под воздействием внешних факторов. Последнее повышение тарифов на электроэнергию, газ и грузовые перевозки не могли не подстегнуть подорожание топлива. Не зря глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский заявил недавно в Липецке, что по этой причине "цены на бензин будут повышаться". А новый виток, по его словам (на 10 - 15 процентов), ждет в начале следующего года.
В этой ситуации удивляет оптимизм главы Госкомстата Владимира Соколина, "почувствовавшего" приближение дефляции. Накануне это ведомство сообщило, что потребительские цены в России за первую половину июля выросли на 0,6 процента. Это даже больше, чем в июне, когда инфляция составила полпроцента. Эксперты подсчитали, что до конца лета рост цен на бензин даст половину роста ежемесячной инфляции, которая теперь вряд ли опустится ниже 1 процента. Не последнюю роль в росте цен на бензин сыграет принятое решение о повышении акцизов на бензин на 45 процентов. По оценке члена совета директоров Российского топливного союза Евгения Аркуша, эта мера приведет к "автоматическому росту цен на топливо приблизительно на 10 процентов, то есть на 1 рубль за литр". Нетрудно предположить, что и этот рубль будет изъят из кармана автовладельцев, а по инфляционной цепочке - из кошельков всех российских граждан.