ТАНЦУЮЩИЙ ВО ТЬМЕ

Прошли те времена, когда весть о Московском фестивале будоражила киноманов, когда люди брали отпуска, чтобы отдаться битве за вожделенные билеты в Дом кино, - чтобы соприкоснуться с "их" неподцензурным искусством, увидеть, как они там живут, любят, страдают... Нынче и у нас иначе, и сами мы другие: в прошлом году фестивальные залы в "Ударнике", "Художественном", том же самом Доме кино большей частью были заполнены едва ли наполовину - и это при доступных в общем-то ценах на билеты. Как сложится в этот раз?

Уровень фестивалей класса "А", к которым принадлежит и ММКФ, определяется конкурсной программой - здесь обычно показывают все самое новое, самое интересное. Отсюда и интрига. У нас уже давно все наоборот: в основную программу попадает то, что не взяли сначала в Берлин (февраль), потом в Канн (май), потом - в Карловы Вары (начало июля)... Будем говорить откровенно: западным продюсерам сегодня нет ровно никакого резона отдавать на наш фестиваль свои "хиты". Главный приз в Москве никак не влияет на прокатную судьбу фильма в мире, а наш внутренний российский рынок, увы, разрушен "до основанья" - даже самые нашумевшие ленты собирают порядка 100 тысяч зрителей. Сравните со 100 миллионами, которые обрушились когда-то на фильм "Москва слезам не верит", - и почувствуйте "маленькую" разницу...
В этой ситуации Московский международный постепенно дрейфует в сторону "ознакомительного" фестиваля - "хитами" на нем становятся ленты, уже премированные на других киносмотрах. Так, кажется, будет и в этот раз. Конкурс сплошь пестрит неизвестными именами, и потому главным событием ММКФ обещает стать показ фильма "Танцующая во тьме" датского режиссера Ларса фон Триера, победившего недавно в Канне... Похоже, в скорое возрождение Московского фестиваля не верят даже собственно российские кинодеятели - так, Глеб Панфилов был вовсе не против того, чтобы поучаствовать в конкурсе каннского кинористалища, но на Московский фестиваль он отдал свое последнее детище ("Романовы. Венценосная семья") только для информационного показа на открытии киносмотра. Похожая история произошла с интересной картиной "Дневник его жены" в постановке Алексея Учителя. Отборочная комиссия рассматривала фильм в числе возможных претендентов на участие в конкурсе ММКФ, но дело в итоге кончилось Карловарским фестивалем, где лента, к слову говоря, "пролетела" по всем номинациям, не получив даже утешительного приза. А ведь дома и стены помогают...
Привычные трудности с формированием конкурсной программы, вечная организационная чехарда заставляют некоторых влиятельных кинематографистов задаваться отнюдь не риторическим вопросом: а нужен ли нам нынче вообще этот фестиваль, обходящийся ежегодно в кругленькую сумму? Сейчас на него выделено более 2 миллионов долларов из государственной казны, еще столько же обязались дать спонсоры. При всей неоднозначности этой коллизии отвечу тем не менее утвердительно: нужен! Во-первых, ломать - не строить. Не мы с вами и даже не нынешний президент ММКФ Никита Михалков со товарищи учредили в 1959 году этот фестиваль, на котором, напомню, считали за честь показать свои новые фильмы Анджей Вайда и Федерико Феллини, Франческо Рози и Сергей Бондарчук, Золтан Фабри и Станислав Ростоцкий, Эторе Скола и Кането Синдо, Иштван Сабо и Акира Куросава... Стало быть, не нам бы с вами записываться в его могильщики. А во-вторых, не век же наша страна будет на положении кинематографической провинции, рано или поздно (а точнее, с оздоровлением общей экономической, социальной ситуации) наступит и у нас киноренессанс, который, похоже, переживает нынче весь мир. И что мы скажем тогда своим зрителям: мол, был у нас крупный международный фестиваль класса "А" (их во всем мире только пять), но мы его сами профукали? Нет, так не годится. И потому, несмотря на все трудности трагически затянувшегося для нашего кино переходного периода, скажу в заключение: здравствуй, XXII Московский международный кинофестиваль!